grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Categories:

Есть церковь — есть проблема. Нет церкви — ...



Писатель Анатолий Рыбаков в романе «Дети Арбата» наделил товарища Сталина знаменитым афоризмом «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы». Эта словесная конструкция настолько вошла в обиход, что теперь уже мало кто знает, что настоящий товарищ Сталин ее никогда не произносил.

Одна из причин такой популярности этого афоризма — в его универсальности. Ведь подставь в него вместо слова «человек» какой угодно предмет — и в каждом случае утверждение окажется истинным. (с) М. Конененко

Прочитав поста ув. kouzdra у меня придумался перефраз - про церковь - см. в названии поста. И адресат - Генрих VIII Тюдор. Сохраню у себя, как в Англии сокрушали "духовные скрепы" - очччень познавательно...


Депапификация -I

... Гробница святого Томаса Бекета, пожалуй, превосходила все другие подобные святыни в мире по своему богатству. Чистейшее золото было наименее дорогим из ее материалов, а Эразм Роттердамский писал, что «вся она сияла, сверкала, искрилась редкими и невероятно крупными драгоценными камнями, размером порой превышавшими гусиное яйцо». Она представляла собой сокровищницу религиозного поклонения, чудодейственную и магическую святыню. Теперь ее разобрали на части, а драгоценностями и золотом нагрузили деревянные сундуки и отправили в Лондон на двадцати шести повозках, запряженных волами. Из одного массивного рубина, подаренного святому французским королем Людовиком VII, ювелиры сделали кольцо, которое Генрих впоследствии носил на большом пальце руки.

Самого святого понизили в статусе — отныне истории он был известен как епископ Бекет; все его изображения убрали из церквей, а из церковного календаря вычеркнули день его памяти. Устроили заочный судебный процесс и обвинили в государственной измене. Бекет не был святым мучеником, но лишь предателем своего господина. В силах короля, таким образом, было канонизировать и деканонизировать святых. Останки Бекета эксгумировали и сожгли на костре посреди города; его пепел затем развеяли по ветру, выпалив им из пушки.


И замечу еще и имя выскоблили из текстов (в буквальном смысле слова).

Там вообще было весьма лихо - большевики с французскими радикалами по размаху и системности подхода как-то не смотрятся...


Депапификация -II

Весной 1547 года, через три месяца после коронации [Эдуарда VI], вышел ряд судебных приказов, направленный на всеобщее очищение церквей. Все настенные росписи, все иконы святых и апостолов подлежало убрать с глаз долой, «дабы вычеркнуть любое воспоминание о них». Четки использовать запрещалось. Суеверием объявлялись «зажжение свечей, целование, коленопреклонение, украшение святых образов»; паломничества к святыням более не дозволялись, а в наиболее радикальных приходах Лондона убрали или разбили все витражи. В других религиозных приходах царило не меньшее воодушевление.

В Мач-Уэнлок, что в графстве Шропшир, кости местного святого выбросили в костер.
В Норидже «разные викарии и другой досужий народ» ходили по церквям в поисках предметов идолопоклонства. В Дареме члены королевской комиссии прыгали по реликварию, который демонстрировался народу во время праздника Тела Христова. Приказы постановили, что затейливой многоголосной музыке более не место в церкви. Органы замолкли. По словам реформаторов, музыка старой церкви представляла собой не что иное, как «какофонию из рокотаний, подвываний и свистов, с ряженьем, фокусами и фиглярством; а игра на органе — лишь праздное тщеславие»
...

Внутреннее пространство церквей выбелили известкой и мелом; распятие заменили королевским гербом, а на месте фресок на стенах появились заповеди. По словам одного ревностного проповедника, церкви «лишились столь нарядного благолепного убранства». Консервативные верующие утверждали, что храмы теперь больше похожи на сараи, нежели часовни, однако для приверженцев Реформации новые церкви стали подходящим местом для пения псалмов, чтения Библии и проповедей. Эти церкви, реформированные столь радикальным образом, теперь в корне отличались от существовавших ранее и стали провозвестниками совершенно иных форм богослужения. Зимой 1547 года в течение одной ночи из собора Святого Павла вынесли большое распятие вместе со всеми другими реликвиями. Впоследствии церковный склеп и часовню превратили в жилые дома и магазины. Набожность прихожан заметно пошла на убыль.

На деле imho эти католически-протестантские "качели" - еще один (наряду с эколонмиеским и физическим погромом церкви) важный фактор "обезбоживания" Англии: потому что когда вера и догматы определяются никакой не "совестью", а исключительно текущей религиозно-политической конъюнктурой никаая массовая прочная релгиознасть даже традиционалистского толка невозможна.

Вообще системное описание того дивного религиозно-идеологиеского хаоса который устроил Генрих VIII и его преемники радует исключительно.

В РФ кстати в схожем стиле щас Путин упражняется в поисках скреп :)

Депапификация -III

Кстати английская картинка принципиально отличалась от континентальной, где доктринальными вопросами протестантские государства особенно не занимались. А в Англии менялась не вера, а религиозная доктрина (определявшаяся не церковью, а "постановлениями партии и правительства") - примерно как в СССР - то Германия злейший враг, то ну не друг, а "так", то опять враг, ну и прочие извивы линии партии.

Ну и милое "сторонников папы мы вешаем, противников папы сжигаем" (одновременно нередко).

Вообще - если и искать в истории что-то структурно в смысле идеологии напоминающее СССР - то тюдоровская Англия со всеми ее идеологическими извивами и методами пожалуй ближе всего. Почему и интересно.

Сталинский режим кстати наверное можно назвать "цезарекоммунистическим" (по аналогии с цезарепапизмом), Хрущевская оттепель соответствует вполне регентству Соммерсета - причем сильная либерализация режима сопровождается (как и хрущевская) новой волной церковного погрома (при том что последние годы правления Генриха VIII сопровождались определенной умеренной степенью "католической реставрации" - примерно как и позднего Сталина) - см. предыдущий пост - как раз регенство - тот же Соммерсет лично поучаствовал:

Через три месяца после коронации Эдуарда герцог Сомерсет начал строить дворец между Стрэндом и Темзой, который вошел в историю под названием Сомерсет-Хаус. Чтобы освободить место под строительство, были снесены три епископских дворца и приходская церковь Сент-Мэри-ле-Стрэнд, а часовню при церкви Святого Иоанна Крестителя в Кларкенуэлле взорвали бочками с порохом, чтобы обеспечить будущий дворец камнем и другими строительными материалами. Помимо этого герцог Сомерсет разграбил собор Святого Павла. Как писал французский посол, «строительство герцогского дворца в Лондоне не прекращается ни по воскресным, ни по праздничным дням; и работали даже в прошлое Вознесение». Причем посол подчеркивал не скорость возведения здания, а скорее готовность регента пренебречь древними церковными праздниками.


(с) kouzdra
Tags: Интересно, История, Первопроходцы, Политика, Последний довод королей, Цитата, геополитика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments