grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Categories:

Немного ненависти: педагогика и гуманизм от Джо Аберкромби


Джо Аберкромби - один из лучших современных авторов, которого можно смело назвать "Король Черного Фентези". Он смело отошел от традиций, предпочел бы выпить пива с Сауроном и перетереть с ним его ошибки, а также  - не менее смело - предпочитает экспериментировать с классическими представлениями, выворачивая их наизнанку и откровенно любуясь результатом. На его книгах можно точно проследить его писательский рост: трилогия "Первый Закон" - довольно средне: мир не выписан нормально, есть существенные бреши в логике, поступках, мыслях и словах... Но тем не менее, читалось все это свежо и захватывающе - во многом благодаря нестандарту: герои - ущербные (берсерк, эгоист, мегаломаньяк, самый нормальный - бесстрашный инвалид - специалист по пыткам), мир - странный (хотя и по своему логичный... А может быть логичный именно в силу своей странности), Великое Путешествие за полмира оканчивается пшиком, а эпическая Финальная Битва приносит больший ущерб "хорошей" стороне... Которая все таки вроде бы побеждает. Кое-то в этой трилогии лег в грязь (эвфемизм смерти), кто-то достиг короны (чтобы убедиться, что ни малейшего удовлетворения это не несет), а кто-то короны лишился (а кто-то и получил корону и лишился ее). Но в общем, время провели с пользой. В финале все дружно засучивают рукава и с энтузиазмом  восстанавливают развалины... получив перед этим кредит из банка под зверские проценты.





Слева-направо: Занд дан Глокта, инвалид-палач, изредка мечтающий о смерти; Логен Девятипалый, варвар-берсерк, с некоторым самоконтролем; Джезаль дан Луфар, мелкое ничтожество, но мечтающее быть.

Вторая книга у Аберкромби вышла лучше в несколько раз: "Лучше подавать холодным". Автор начитался Макиавелли, историй про кондотьеров, а также... "Графа Монте-Кристо". Книга вышла - мое почтение! Сюжет - история жизни, история мести; персонажи - живые и динамичные, человечные; само же действие прямо напрашивалось на экранизацию. Интриги, убийства, масштабные боевые действия... Тонкий психологизм... (И, наверное, впервые Аберкромби обвиняют в - я чуть со стула не упал! - ФЕМИНИЗМЕ!!! Дескать у него целых ТРИ Сильных женских героини и две вспомогательных, приходятся на четырех мужских. Идиоты!)


За третью книгу - "Герои" автор без сомнения удостоился бы дружеских рукопожатий от Симонова и Бондарева, за воссоздание эталонных боевых действий. Когда войска тонут в грязи и задыхаются без снабжения, некомпетентные офицеры набирают себе очки в штабах, а фронт часто удерживают черт-те-кто, пышные речи о чести соседствуют с примитивными инстинктами, а цена любой победы измеряется в гробах (с). И вновь автор удостаивается обвинений в феминизме, поскольку у него появляется героиня - Финри дан Брок, которая по храбрости и здравомыслию укладывает всех прочих персонажей, как кутят. А еще одна героиня ответственна за самое большое количество потерь в живой силе за единицу времени. А еще одна бреет голову и носит меч (и умеет им пользоваться, а также у нее хороший организационный талант), а остальные мужики ее уважают. есть образ сильной матери. Короче, я запутался - там тысячи людей пали во имя странных целей, а кото-то волнуют только женские образы (авторам подобных высказываний надо срочно вернуться в реальность!)

Хотя, может быть, Аберкромби прекрасно знает о таких высказываниях и регулярно троллит тех, кого хлебом не корми - дай обвинить писателя в том, что у него "женский роман" получился. Потому что в новой книге цикла - "Красная страна" он снова выводит когорту Сильных Женщин, причем от их лица подвергает мужских чурбанов вполне обоснованной критике (к примеру, там есть муж, который считает своим долгом, каждую ночь выполнить свои мужские обязанности - нынешние РПЦ-шники его бы сделали святым, тем более, что "настрогал" он с десяток детишек; а вот у его жены СООООСЕМ другое мнение). А сам роман получился фентезийным вестерном, многое заимствовавшим от мирового кинематографа.

И вот новый роман  - первый из нового цикла. "Немного ненависти", цикл - "Эпоха безумия". С момента окончания первой трилогии прошло лет двадцать-двадцать пять. Прошли итальянские стирийские войны, настало время огораживаний и машинного переворота. Машины делают огромные массы людей безработными. Царит дикий капитализм, адский труд, труд детей за еду... В общем, Аберкромби внимательно проштудировал Карла Маркса, Ленина (ввернул цитату про "нечего терять, кроме цепей"), Эриха Фромма, и многих других авторов. Видно, как автор вырос - язык гладкий, красивый, так и тянет перечитать некоторые моменты. Герои нарисованы несколькими мазками, кажется - все, сложились... Ан нет - как бутоны они распускаются с каждой главой. Сюжет не провисает ни на мгновение, действия героев строго обусловлены и подчинены логике, любви, бешенству... в общем, жизни.

Автор умудрился унизить нашего Президента! Второй иностранец, после Трампа, умудрился выставить нашего Гаранта в нелучшем свете, да так, что редакторы не заметили! :)

Как противовес, он тут же процитировал события Майдана на Украине - потому что баланс должен быть!

А поскольку традиционно у него много ярких женских героинь, тут же последовала привычная критика (взято с лайвлиба):

Деградация некогда любимого мной Аберкромби продолжается. Теперь от детских книг он перешел к женским романам. Сильные женщины и жалкие ничтожные мужчины... феминизм шествует по земному кругу

Но вот герои новые оставляют желать лучшего. Орсо - безликий любитель женских прелестей, тех, что ниже пояса, Рикке - неотесанная, наглая и глупая девушка, которая то и дело портит штаны, а её предсказания или пустые, или очевидные, или вообще ни о чем. Лео дан Брокк - маменькин сынок, избалованный и слабый. Не удивлюсь, если он окажется гомосексуалистом, намёки в тексте были. Ужас севера - Стур Сумрак - типичный самодур с огромным ЭГО. А Савин дан Глокта, такая вся деловая колбаса, на деле совсем не колбаса, а самая натуральная трусиха и подстилка. [... ] Одним словом, никто из новых героев вообще не зацепил, нисколько. Может быть, они потом раскроются, но пока что все какие-то серые. Ещё мне не хватило батальных сцен. В книге они есть, но их мало, в основном мы смотрим на восстание рабочих, только там просто каша, мешанина и хаос. И ещё мне показалось, что Аберкромби, может быть, случайно, но дублирует некоторые образы из "Песни льда и пламени" Джорджа Мартина. Например, мотив инцеста, воюющих "волка" и "льва", бунт горожан. Если углубиться в книгу, то можно и ещё найти, но эти повторения прям в глаза бросаются. Очень надеюсь, что в остальных частях повествование выправится, и читать о приключениях героев будет интересно, а не скучно, как в этот раз.


Фиг с критикой, просто такое ощущение, что часть читателей просто читала книгу через строку. А то и через страницу.

Лео дан Брок - маменькин сынок... Да он там как раз пытается выйти из контроля матери - той самой Финри дан Брок, которая сдерживает его неукротимость и жажду подвигов - просто потому что он ее единственный сын, а вокруг стрелы летают... Избалованный? Да любовница его наработанными мускулами залюбовалась аж! Слабый? А топором и мечом орудует так, что страх берет. Гомосек? Он спит с женщинами, а в финале с удивлением понимает, что ему нравятся женщины, типа его матери - сильные жарактером и волей. Как по мне - нормальная жизненная ситуация.

Савин дан Глокта, дочь главного руководителя спецслужб (помесь Берии, Ришелье и Торквемады) - трусиха? Эта трусиха эффективно сжигает переживый страх, и поворачивается лицом к тому, что его вызвало. Он профессиональному солдату говорит - атакуй меня по нормальному, а не в треть силы. Он атакует и делает из нее фарш. Стряхнув кровь, она говорит - ну, до следующего вторника! Поведение трусихи? А ее эффективные действия по выживанию, в условиях бунта? Да она выступает весьма смелой девушкой - но все таки девушкой, несмотря на регулярные тренировки не слишком приспособленной  к уличным боям и выживанию в трущобах. Но она - выжила. А с кем она спит - это ее дело, но количество партнеров не настолько много, чтобы использовать термин "подстилка".  Кстати, спойлер:

[Spoiler (click to open)]

доминирует - она! :)


Про повторы умолчу, т.к. ладонь от фейспалмов болит :) Отмечу лишь, что тут небо и земля: бунт горожан у Мартина стихийный из-за голода, тут - подготовленный внешними силами бунт рабочих, смесь луддитов и анархистов;  инцент у Мартина - вполне себе осознанный, с удовольствием,   у Аберкромби - случайный, вызывающий при раскрытии тотальный ужас и нервный срыв; северный "волк" у Аберкромби - мудак, моральный урод и натуральная  скотина, в олтличие от культурного и благородного себе-во-вред Робба Старка. Аберкромби не цитирует - он в натуре мог бы вывернуть события "Игры Престолов" наизнанку, чтобы пошутить в своем духе.

Кстати, если бы я взялся решать, кого процитировал автор, то указал бы на отечественного Андрея Уланова, конкретно - на роман "Никакой магии", с которым "Немного ненависти" довольно сильно перекликается:

Но и у тех, лежащих на булыжнике, тоже имелась своя правда – напрасных поисков работы, голодных детей и долгих ночей, полных лишь тоскливой безнадежностью.


А вот с женскими персонажами - да, их много, они красивые, умные, яркие, прямо читаешь и любуешься.

Лучшая финансистка в фентези - Савин дан Глокта, девушка со стальной волей, о которую ломаются ее враги. С добрым сердцем - когда она увидела условия детского труда, то мигом поняла, что это - ПЕРЕБОР. Но тут же предложила - а улучшите им условия труда и кормежки! Тогда мы можем рабочие смены увеличить!

Лучший полководец в книге - Финри дан Брок, о которой уважительно отзываются и враги и друзья. Даже руководство страны в лице Занда дан Глокты! Сильная женщина, хорошая мать, сын которой дорос до совершеннолетия, несмотря на откровенное желание сломать свою шею в боях. Она знает, когда НАДО отпускать сына на волю.

Лучшая колдунья: молодая Рикке и старая Изерн. Что тут скажешь? Читать надо! Отмечу только, что у молодой - вся жизнь впереди, а старая ее наставляет. И не мешает зарабатывать некритичные шишки на лбу. Потому что - надо.

Лучшая работница специальных служб - Виктарина "Вик" дан Тойфель, ее родителей Занд дан Глокта по приказу своего тогдашнего начальника Навального (реально тот с коррупцией боролся) в менстный аналог Гулага закатал. А поскольку семьи разбивать негуманно, туда же закатали и всех их детей... Виктарина выжила, все остальные - нет. И пошла работать в органы госбезопасности. Потому что чему лагеря и научили ее, то тому, что надо быть с победителями.

Лучшая разрушительница - Судья. Ранее судила шлюх, теперь судит тех, кто лучше одет и культурно говорит. Успела осудить сотни.

Лучшая дочь - Май Броуд. С родителями не повезло (конкретно с отцом), но семью она спасет.

Квинтэссенцией выступает эпизодическая протитутка, которая бросает фразу, которую стоило бы отличть в граните: Интересная штука: когда мужики толкуют о свободе, они никогда не имеют ввиду свободу для женщин.

Мужские персонажи не отстают от женских:

Лео дан Брок - парень, который хочет быть Героем. За исключением этого вполне нормален.

Стур Сумрак - псих, который явно не в то время родился. Хочет назад в будущее.

Принц Орсо - реалист, который умеет выживать при дворе. А также - умеет думать.

Гуннар Броуд - плохой отец, но хороший штурмовик. Нуждается в контроле со стороны.

Йонас Клевер - Макиавелли для бедных. Боец, который предпочитает не доставать меч из ножен. Политик, который ждет, когда наступит момент.

И т.д. и т.п. Героев много, хоть эпизодических, хоть таких, что блеснут всего в паре-тройке сцен, но выписан каждый четко и грамотно. Автор любит своих героев.



Арди Вест (будущая Глокта) в комексе. Савин выглядит, думаю, как мать, только носит парик с золотистыми кудрями.


Этот роман кроме того - роман о педагогике. Этакий учебник Макаренко для фентези. Ясно показано, что те, о ком заботились в детстве, кого направляли, обучали, ограничивали - имеет все шансы вырасти нормальным человеком. С определенными закидонами, конечно, но кто не без греха? Арди дан Глокта, мать Савин,  мигом видит припудренный синяк на лице дочери и сразу вопрос:
- ОТКУДА?!!
- Фехтовала неудачно.
- Отец знает?
- Да.

Почему я засострил внимание на этом диалоге? Потому что Арди в детстве и юношестве избивал отец. Поэтому на насилие по отношению к дочери она реагирует очень остро. При том, что ее муж, великий и ужасный Калека пальцем не трогал ни жену, ни тем более, горячо любимую дочь. Хотя, пару уроков жизни ей дал - при взаимном согласии, разумеется.

И тогда вырастает Савин, Лео, Рикке. Даже Виктарина.

Если ребенка очень любить и давать ему оттого полную волю, то вполне вырастет внеморальное чудовище, типа Стура Сумрака, с кучей комплексов, которые тот пытается компенсировать.

Если забивать на ребенка, но тот с детства более-менее нормален и разбирается что к чему (а также умеет молчать и научился исподволь управлять людьми), то вырастет более менее ограниченный, но в целом нормальный человек, вроде принца Орсо или  Май Броуд.

Что выросло - то выросло. Остальные герои - уже страки, или близки к этому, поэтому молодежь примет новые страшные удары, которые готовит им мир и Автор.

Ах да, чуть не забыл - гуманизм. Немного ненависти - самая гуманная книга Аберкромби.


Бунт рабочих и городских низов в промышленном городе похож на строки песни Дмитрия Ляляева:


.. Картины вырваны из рамок,
Похищен драгоценный крест,
Горит господский старый замок,
Что ужас наводил окрест.


Убит кинжалом граф суровый,
Графиня брошена в костёр,
Огонь пожара свет багровый
Над нами куполом простёр.


Ликует чернь, упившись вволю
Коллекционного вина,
Отмстив врагам за злую долю
И бочки осушив до дна.


У зла - ни имени, ни даты,
В огне - страницы древних книг...

Кстати, бунт явно кем-то спровоцирован... Враги наносят ответный удар  - исподтишка?
И заканчивается ябунт абсолютно также:

Но вот раздался крик: "Солдаты!" -
И всё переменилось вмиг.

Цеплялся каждый за соседа,
Вопил: "Измена королю!"
Победный пыл исчез без следа,
Когда загнали всех в петлю.

Глаза друзей бесстыдно лгали,
Когда среди других имён
Меня зачинщиком назвали,
Чтоб каждый вышел обелён.

В итоге из трёх сотен разных,
Что клялись вместе умереть,
Десятерых вели на казни,
А остальные шли смотреть.


Вы подумайте - большой промышленный город  - в руинах. Тысячи погибли, десятки тысяч - остались без крова. И Инквизиция (спецслужбы) казнят всего-навсего двести человек. Хотя тут напрашивается акция, наподобие после разгрома войск Спартака. Но, похоже, повеял ветер гуманизма и милосердия...

Первая книга  - уже прекрасна и в ней можно найти второй, а то и третий слой предательства, обмана и будущих неприятностей:

1. Случайно ли компаньонка бросили Савин перед поездкой в город? Или она знала, что будет?
2. Неужели, она привезла Едоков-людоедов под именем братьев? И знает ли Глокта...
3. Кто спровоцировал бунт в городе? Неужили, Инквизиция?

Что будет? Одному Автору известно. Будем ждать и надеяться, что полюбившиеся герои победят. Или, как минимум, останутся живы.
Tags: (Тяжело) Иллюстрированный обзор, Картинная галерея, Литература, Поэзия, Психология, Рецензия, Цитата
Subscribe

  • Батальные картины Jordi Bru

    Хорди Бру (Jordi Bru) - профессиональный фотограф из Испании, превращающий обычные фотографии исторической реконструкции в эффектные и…

  • Чёрная пятница Тамплиеров

    Гвардия Бафомета 13 октября 1307 года в Западной Европе прошла первая масштабная транснациональная спецоперация тогдашнего "интерпола"…

  • "Централизованное" Русское государство

    В продолжение поднятой накануне темы о московской тирании, которая совсем не тирания. Теперь о том, насколько централизованным было централизованное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments