grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Джо Аберкромби "Герои"

                                                                                         

             Не слишком уважаю рекламу типа: "Так мог бы написать Тарантино!" или "Так мог бы снять "Властелина Колец" Куросава!", но в случае Джо Аберкромби... пожалуй соглашусь. У Аберкромби есть талант. Его книги - оригинальны и неповторимы. Это - образец "черного фентези", практически - эталон. Герои его произведений достойны отливки в металле и установке на площадях крупных городов в качестве примера или предостережения. Идеи автора способны отправить в нокаут "правоверных" поклонников жанра или же - вызвать дикий восторг у  тех, кто считает за эталон не Толкиена, а Мартина (Адеркромби, кстати, кто-то назвал "молодым Мартином").
            Аберкромби написал трилогию "Кровь и Железо", где сразу же торпедировал все законы жанра, столпы и заповеди своими оригинальными вывертами:
   1. Умело превратил эпичный поход главных героев за Заветным Предметом в "пшик" (дикий восторг и аплодисменты).
   2. "Все не так ребята", вывернул стороны конфликта наоборот (не менее дикий восторг и овации).
   3. И снова умело вывернул все наиззнанку, отчего заслужил... молчание, т.к. голос был сорван и ладони устали.

       Отдельное спасибо автор заслужил за образ инквизитора Глокты. Это нечто. Циничный, изуродованный комок стальной воли, изъясняющийся чеканными фразами, полными чернейшего юмора, который впору отчеканивать в металле и вешать в школах - чтобы детишки постигали истину смолоду.

– Тот, кто заблудился в пустыне, должен пользоваться теми возможностями, какие ему предлагают, как бы скудны они ни были. Найдите доказательство и принесите его мне. Тогда я смогу действовать, но не ранее. Вы знаете, что я не стану рисковать из-за вас. Трудно доверять человеку, который выбрал себе хозяина, а потом переметнулся к другому.
– Выбрал? – Глокта почувствовал, как у него снова задергалось веко. – Если вы думаете, что я выбирал хоть какую-то часть из этого жалкого подобия жизни, которое видите перед собой, вы очень ошибаетесь. Я выбирал славу и успех. Но в коробке оказалось не то, что написано на крышке
.

   За успехом трилогии пришёл успех роман "Лучше подавать холодным" (наичернейшее политическое фентези, написанное от лица женщины (!), где нагло педалируется женское фентези (!!), мужской шовинизм (!!!), а понятия добра и зла свиты в мантию побольшинства персонажей), написанным под сильным влиянием Макиавелли, и вот теперь - "Герои", которые возможно написаны под влиянием Клаузевица (?).

   Приятно видеть, что автор развивается,  развиваются и его сюжеты, герои, образы и география. Также здорово развиваются и  - "изюминка" новых романов - боевые сцены. Аберкромби не сместил, но заставил потесниться великого пана Сапковского с его эталонным описанием битвы при Бренне.

   Весь роман "Герои" - это описание одного, но многодневного сражения между двумя армиями. Огромный холм с гранитными валунами, названными "Герои"   (отсюда - название холма), лежащий рядом небольшой городок Осрунг, река с бродом и каменным мостом... И возле этих мест, а порой и на них сражаются люди - герои и нет, мобилизованные и добровольцы, старые и молодые, конные и пешие...
   Как я уже писал, герои романа - очень сильные. Это и кровавые мясники, злобные псы, безжалостные резаки, и - обычные вроде бы люди, затянутые в эту кровавую круговерть.
   Одни герои - довольно статичны, например - капрал Танни (антипод образа "слуга королю, отец солдатам") - аблолютно статичен. Но его стабильность и неменяемость заслуживают отдельной книги, а его высказывания можно разбирать на цитаты.
   Другие герои - меняются по ходу сюжета так, что Достоевский нервно курит в сторонке, приговаривая - "Вот английский сукин сын!". Например, Бек. Сын одного из великий и славных убийц, о которых поют пели песни. Парень, который с детства хотел быть похож на своего великого отца. Который рубил дрова, представляя, что это головы врагов. Который пошел в армию, чтобы быть достойным...   Или - принц Кальдер, жалкое, ничтожное трусливое существо, которое в ходе повествования возвышается до эпических величин, а потом так же эпически...  превращается в относительно нормального человека. Аберкромби в таких вывертах спец. Он слизняка превратит в динозавра, а потом сотворит из него подкормку для млекопитающих.

   Те, кто погибает на поле брани, в некотором смысле счастливчики. Навсегда молодые. Навсегда прославленные.

   Итак, несколько дней два войска бодаются, теряют несколько тысяч человек, несколько десятков героев... А для чего? Как ни странно, этот вопрос задают многие герои (тавтология уместна) и каждый находит определенные причины. Ради славы. Ради денег. Карьеры. И над всем этим нависает величественная тень Глокты и простой четкий ответ: - Ничего личного. Это - политика...

   — Знаешь, кто хуже злодея? Злодей, который думает, что он герой. Такой человек находит оправдание для любого своего поступка.

   И подобными личностями заполнены страницы романа. Многие из них выжили. Многие - погибли. Как в жизни.
   И, как в нашей жизни бывает... Четкие линии полков, красота начищенного оружия, ровные когорты, сталкивающиеся с вражескими полками... Все это бывает в исторических атласах. В жизени бывает, как у Сапковского и Аберкромби - беспощадная, бессмыленная схватка в грязи, где развернуться-то можно с трудом, а убить тебя может и товарищь слева-справа, у которого рука дрогнет и острие войдет тебе в шею или бок, не защищенный спасительной кирасой или кольчугой... А потом тебя бросят в безымянную могилу, к таким же неудачникам и... Забудут.  Кому, нахрен, интересны неудачники, тем более трупы?
  Значение имеют только трупы именитые, внушающие страх, даже когда мертвы. Например, беспощадный берсерк  самый беспощадный берсерк Логен Девятипалый. Или бывший король Бетод. Или Черный Доу. Эти и другие трупы приобрели у Аберкромби совершенно трансцендентный характер.
   Как это удалось автору - черт его знает, но удалось - показать те незримые весы, на которых колеблются результаты сражения. И тут уж прет вперед герр Клаузевиц.

В таких вещах, как война, ошибки от доброжелательности являются худшими из всех.

    С некоторым страхом ожидаю третью книгу этой новой трилогии - Аберкромби-то молодой и шустрый, с него станется пойти дорогой Мартина. Каково это - увидеть, как привычные, любимые герои, с которыми можно сказать, сроднился по мере чтения, будут... безжалостно убивать друг друга. И - они ведь все не добрые и злые. Белые и черные. Свои или чужие. Они - герои. Ну а что будут убивать друг друга - так ничего личного. Это просто политика...

                   Немного картинок в тему:

                              

Примерно такие героические ребята обороняли городок Осрунг. Там они будут больше к теме, чем к Козельску.

                    

 А вот и противобрствующие стороны схлестнулись на фоне холма Герои. Вперед прёт Бремер дан Горст, настоящий Герой, против него - Кернден Зобатый, главный Негерой романа.

                          

Я ведь говорил, что это Черное Фентези? Так вот - оно наичернейшее, потому что - развивается. Властная поступь будущего вторгается в мир, из который уходит магия.

Правила написаны для детей. Это война, а на войне есть только одно преступление — поражение.

 Традиционно стоит пнуть отечественных переводчиков - подозреваю, что был сильно смягчен мат в переводе, а вот за то, что не опубликовали с романом карту - всю редакцию надо пустить в подвал Глокте на опыты...
Tags: Литература, Рецензия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments