grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Categories:

Господа магильеры

Ну, вот и всё, закончился роман,
Прочитана последняя страница... (с) Евгения Мухина

...И хочется, чтобы этот момент никогда не наступил. Парадокс - один из самых тяжелых романов - а читается легко и захватывающе. Точнее сказать, тут целая трилогия - про войну, жизнь, смерть и магию. Вся суть в том, что в альтенативной реальности вместе с наукой развивалась и магия. Поэтому, там есть маги разных спецификаций: маги жизни (лебенсмейстеры), фойермейстеры (огонь), вассермейстеры (вода), штайнмейстеры (камень) и самые неприятные - тотенмейстеры, мастера-некроманты, властители мертвых. Последние могли поднять легионы мертвецов и бросить их в бой. Причем, маги есть у всех европейцев, так что военная наука там должна быть в разы более сложной и разветвленной, чем в нашей реальности. Представьте - Суворов героически прорывает фронт, скажем, Макдональда у какой-нибудь Брешии - только затем, чтобы получить атаку "свежих" мертвецов себе во фланг и тыл. Т.е. надо готовить меры противодействия заранее. И какой-нибудь Фридрих Великий при Цорндорфе с ужасом наблюдает, как мертвые русские солдаты продолжают огонь, в результате бросает историческую фразу:  - Этих русских мало убить - надо их повалить!

Трилогия Константина Соловьева состоит на данный момент из следующих книг:
"Слуга смерти" - детектив XIX века, стареющий тотмейстер с посттравматическим синдромом Наполеоновских войн расследует таинственные убийства в провинциальном городе.
"Господин мертвец" - Первая Мировая война со всеми вытукающими из этого факта последствиями. Эрих Мария Ремарк в кубе, Пашендаль каждый день, гибнет изуверской смертью безвестный австрийский солдат Адольф Г., из полета не вернулся знаменитый ас Герман Г., в общем:
Агония мира,
Народов крики,
Крах великих идей.
Печатает шаг
легион безликих
давно забытых людей...

Радует - да-да, радует! - в этой тотальной бойне одно: Все страны так сильно заняты в этой бойне, что интервенции в России или вообще не будет, или будет ослабленной. Что дает большевикам неплохие шансы взять страну без особых боев и с минимумом разрушений. Белые будут разбиты, немцы не пройдут на Украину, финны Маннергейма, возможно, не устроят этнические чистки русских в Финляндии...

Давно не читал ничего подобного про Первую Мировую - со времен "1919" Белаша и Николаева.

"Господа магильеры" - конец войны - 30-е гг. Возрождение Германии из хаоса поражения, новые идеи и новые лица, кровь 1920-х, труд 30-х и новая власть, со знакомой символикой, более страшная даже чем то, что было IRL. Потому что идеология + магия - это страшнее, чем SS и SD, вместе взятые.

Итак: "Слуга смерти": XIX век, Корф - ветеран-тоттмейстер расследует таинственные смерти горожан провинциального города. Вот он - в кивере, а рядом - его слуга-мертвец. Интересный сюжет, который пару раз переворачивается, хитрый враг, жуткие воспоминания, ПТСР во всей красе. Нормальный такой готический детектив. Хорошо показано, за что не любят некромантов. Вкратце - за дело их не любят.



"Господин мертвец".
А где-то в самом конце XIX-начале XX века тоттмейстеры совершают революцию в некромантии - они научились сохранять мертвецам ЛИЧНОСТЬ.
Т.е. это фактически псевдоживые люди, которых даже от живых с трудом отличишь (были преценденты). Они мыслят, философствуют, даже могут книги писать (догадайтесь, кто). У них появляются некоторые права - вернуть их к псевдожизни можно только по их воле - завещанию. И вот таких "патриотических добровольцев" собирают в бригады и бросают затыкать дыры на фронте. Как не странно, остальные их жутко не любят. Интересно - за что?

Тем, кто выжил на фронте, свою честь не замаравших,
Кто карьеру не пропил за бутыль коньяков.
Я пою магильерам, невест не покаравших,
Не вернув им обратно мертвых женихов.

И вот в таком состоянии мы погружаемся в будни одной из таких мертвецких бригад германской армии на передовой в Великую войну: "Веселые висельники".  Война здесь - настоящая война. Недаром сразу вспоминаются Ремарк, Барбюс, Юнгер, Хемингуэй и Финк.  Четкая, психологически достоверная картина поведения людей; военный быт боевых мертвецов; блестяще опровергнутый тезис, что мертвецы не рассказывают сказок (они вообще страшные болтуны); блестящие монологи живых и мертвых; постоянное энергичное действие, которое не дает заскучать; интриги;  и полное внедрение в созданный мир. Мертвецы тут четко и полностью берут первенство перед живыми (у них и численное превосходство). Есть у мертвых и огромное жизнелюбие (да-да!) и товарищество, которому позавидовал бы сам Тарас Бульба. Есть тут место и боли, смерти живых и мертвых, постоянная грязь, как неотрывная часть войны - Соловьев явно умеет писать о войне ярко и захватывающе, не юзая избитые штампы.
А война тут такая, что майор Таня фон Дегуршаф отдает честь достоверности (гусары, молчать!), а Станиславскому остается только сказать: - Верю!

Youjo Senki - 01 - Large 11Youjo Senki - 08 - Large 02

Противник не выглядит идиотом, активно и результативно действует, наносит потери...  Там тоже есть тотмейстеры и они также свое дело знают. А еще там есть танки. Кроме того, самый главный враг - это свои и тут этот факт хорошо показан.

Я уже называл роман "1919" - за авторством Евгения Белаша и Игоря Николаева. Роман отнюдь неплох, но страдает от главной логической дыры сюжета - война в 1919 не стихла, как и у Соловьева. Но соавторы не удосужились придумать точку бифуркации, что автоматически превратило всю последующую многострадальную эпопею в мертворожденную.
У Соловьева такой проблемы нет - Германия устояла в 1918 г. потому что в бой пошли бригады мертвых солдат, наподобие "Веселых Висельников". Закованные в тяжелые пуленепробиваемые доспехи, с помощью заточенной штурмовой тактики, мертвецы спасли Германию. Надолго ли? Фактически они просто выиграли время. Или, все таки нет?

Господа магильеры, Как сберечь нам Империю?
На натянутых нервах эту песню пою.
Тем, кто, смерти не испугавшись,
Свою грудь подставляли за Германию свою.


feudal_world_guardsman_by_l3monjuic3-damt1ak collab_art__loss_by_theocrata-da3isis

Атмосфера Warhammer40000 вполне осязаема. Но тут у живых и мертвых нервы крепче, чем в ином фанфике по мотивам W40k.
Поражает то, что второстепенных героев тут просто нет: все они - личности, со своими привычками и характеристиками, тут даже главный тотмейстер бригады - вполне себе симпатичный человек, хотя и "я исполнял приказ" в нем присутствует; лейтенант Крамер - вы Настоящий Человек; Мертвый Майор - Вы заслуживаете отдельной повести...

Мой старый капрал
Мне сказал однажды
Когда я возглавил клир
Ты в тактике штурмов
Тотальных сражений,
Короче! В бойне ты - мессир.

great_war_by_oevrlord-d8z1zmh

Напрасны надежды
Живущих в мире
Что смогут нас удержать
Стократно погибнув
Под стягами Сира
На смерть уже наплевать.

Главный минус: Соловьев зачем-то утопил "Гебен". Ну, зачем??? Искренне надеюсь, что это был все таки слух. Не стоит топить "Гебен", если не собираешься кардинально менять исход морских боев. Довольно некрасиво получается: в 3-м томе описана гибель 2-х эсминцев. Но немцы потопили их в реальности и без всяких вассермейстеров. Зачем "подсуживать" союзникам?   Так что лучше бы это был слух...

И вновь покинув сосновые ящики
Мы гибель мирам несем.
И нашему мертвому барабанщику
По барабану все. (с) Скив и Стори

 "Господа магильеры". Третий том. Новая форма - сборник рассказов в сюжетном хронологическом порядке о разных магильерах разных служб, и про Германию, показанную через эти судьбы. Очень психологично - веришь как нарисованным характерам, так и поступкам. Кое-что я в каких-то фильмах видел - или мне так кажется.

1. "Самолетик". О летчике-асе - люфтмейстере (маге воздуха). Некто Герман Г. Все догадались? И - да, Удет, видимо, тоже погиб. Интересные возникают развилки - в случае Новой Великой Отечественной, без Толстого Германа во главе люфтваффе, ошибок он и Удет натворили тогда изрядно...
2. "Дар смертоеда". Фронтовой лазарет, где раненых больше, чем хирургов . Лебенсмейстер (маг жизни) и тоттмейстер (мага смерти).  Единство и борьба противоположностей. Маркс был бы доволен. Очень сильно написано.
3. "Слухач". Подземный ад. Человек, который не хотел убивать и человек, который поставил цель заставить первого убивать. Штольни и штреки. Темнота. Самая паскудная война из всех.
4. "Чудовище". Рассказ фойрмейстера  о случаях убийств в оккупированном городке. Истина где-то рядом и Х-файлы. Один маг жег людей, другой его ловил и тоже жёг... Кто более виновен?
5. "Сломанная кость". Кому-то надо быть кровавой собакой... Не могу представить себе ситуацию, когда Людендорф... ЛЮДЕНДОРФ!!! берет винтовку и принимает последний бой. Хотя, магильеры успели многих достать... Ужас толпы, бунт осмысленный и беспощадный, кровь и резня. Закат магильеров Германии - ну, так казалось.
6. "Пламя на плече, прах на ладонях". ПТСР, возвращение на Родину -  в страну незнакомую, кошмары и скучные сводки полицейских протоколов о ежедневных зверствах дембелей.
7. "Дом, который построил Клаус". Маг вернулся и больше не хочет быть магом. Предатель, лицемер или святой? И можно ли себе это позволить в изменившейся стране?
8. "Фокус". Нео-нуар про убийцу, море и нелегкий выбор. Ютланд в качестве ПТСР прилагается. Долог путь до Типперери? И - да, Штрассера и тут достали. Лох - это судьба.
9. "Сердце магильера". Наконец-то - смех и здоровый юмор! Легко узнаваемые персонажи, привет Булгакову! И - да, теперь ясно, кого Сталин расстрелял в 30-е. И за что.
10. "Радиоволны". Новое поколение магильеров, Германия 30-х во всей красе, юная гвардия чеканит шаг, спущен на воду "Тирпиц"! Что-то грядет... Новая война.

От войны до войны. Вторая Мировая получается куда как более кровавой и ожесточенной. У войны не женское лицо - потому женщин-главных героинь тут не найдем. Может, в том мире женщин до магии не допускают? Но уж героев тут хватает - живых и мертвых. На любой вкус. Никто не уйдет обиженным. И все получат своё.

10571287_original

P.S. Издан на бумаге только 1 том. Наши издатели - идиоты!
Tags: (Тяжело) Иллюстрированный обзор, Вархаммер, Военное дело, Литература, Первая Мировая, Рецензия
Subscribe

  • Кое что не меняется...

    Соперничавшие с одрисами сапеи вели двойную игру. Правившие ими братья, сыновья Котиса I Раск и Рескупорид, каждый с 3000 всадников направились в оба…

  • Почему важна редактура.

    Настолько косноязычно что уже прекрасноПривлекательность Хоа-Бинь обуславливалась двумя причинами: Хоа-Бинь представлял собой ключевое звено в…

  • Отмнеите военные праздники, девочки-дезигнеры на них лезут!

    Вчера в России отметили 325 лет военно-морскому флоту. Дата хорошая, отметили хорошо, но не все. Есть у нас такое издание, зовется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments