grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Category:

Терри С. Рейнолдс СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОРНИ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ (завершение)

Начало промышленной революции конца XVIII в. обычно относят ко времени появления в Англии первых хлопкопрядильных фабрик. Известно, что до 70-х годов XVIII в. никакие процессы, связанные с производством хлопчатобумажных тканей, не были механизированы на основе водяных установок. В то же время энергия воды широко использовалась для механизации процессов в различных производствах, в том числе и в текстильном, но не связанном с хлопкопрядением. Как уже говорилось, станки с водяными колесами до 1770 г. широко использовались и для изготовления сукна из шерсти, и для скручивания шелковых нитей, и в производстве льняного полотна.

Хлопкопрядильное производство было не единственным, где в конце XVIII в. ручной труд стали заменять механизированные станки. Также не единственной была эта отрасль и по концентрации мощности. Мощность большинства первых станков для производства хлопчатобумажных тканей достигала 10-20 л.с. Начавшаяся в 90-х годах XVIII в. замена в хлопкопрядильном производстве водяных установок на паровые машины не принесла существенных сдвигов, поскольку мощность первых паровых машин не превышала 20 л.с. Даже позже, в 30-е годы XIX в., средняя мощность механизированных хлопкопрядильных станков не была выше 35 л.с. Нельзя сказать, что при использовании энергии воды такие мощности были недостижимы в период с IX до середины XVIII в.

Точных данных о мощности водяных колес не существовало до 1700 г. Однако по сохранившимся в документах многочисленным описаниям традиционных деревянных водяных колес, впоследствии замененных сначала железными колесами, затем водяными турбинами и, наконец, паровыми двигателями, можно приблизительно подсчитать мощность некоторых из них. Из различных источников - рукописей самих мастеров, технических описаний, энциклопедий и других документов - мне удалось собрать сведения о 40 таких колесах, как подливных, так и верхнебойных. По оценкам, основанным на этих сведениях, средняя мощность на валу не превышала 5-7 л.с. Таким образом, при совместной работе трех-четырех водяных колес среднего размера можно было получить примерно такую же мощность, какую имели английские хлопкопрядильные станки.

Такое групповое использование водяных колес практиковалось, хотя и не повсюду. Например, в IX в. монастырь Корбье близ Амьена (Франция) имел водяные мельницы с шестью колесами. В монастыре Ройямол в окрестностях Парижа был тоннель диаметром 2,5 м и длиной 32 м, в котором работало несколько водяных колес для помола зерна, дубления кож, изготовления сукна и выплавки железа. В 1136 г. монастырь Клерво близ г. Труа имел водяные колеса, предназначавшиеся для помола зерна, валяния сукна и дубления кожи.

В XIV столетии под Гран-Поном близ Парижа работали 13 мельниц. А еще раньше, в конце XII в., мельники Тулузы построили три плотины на р. Гаронна; самая большая из них - плотина Базакл - имела длину 400 м. На этих плотинах действовали 43 мельницы с горизонтальными колесами. К XIII в. разделение труда и капитала, характерное уже для первых британских хлопкопрядильных заводов, произошло и в Тулузе: мельницами стали владеть инвесторы, использовавшие наемный труд.










Комплекс из 14 водяных колес на р. Сене в Марли-ле-Ройе, в 14 км к западу от Парижа, был сооружен в 80-х годах XVII в. Комплекс развивал мощность на валу от 300 до 500 л.с., но полезно использовалось лишь 80-150 л.с., остальное терялось в насосах и тратилось на механическую передачу. Колеса качали воду, поднимая ее на акведук, расположенный на высоте 153 м над уровнем реки. Вода доставлялась к нескольким паркам дворца Людовика XIV.
Грандиозные комплексы водяных установок продолжали сооружать, в Европе и в последующие века. Один из них был построен в 80-е годы XVII в. фламандским инженером Р. Суалем в Марли-ле-Роенар. Сене по приказу короля Луи XIV, Плотина отводила воду к 14 подливным колесам, каждое колесо имело диаметр 11 м и ширину 2,3 м. С помощью сложной системы кривошипных механизмов, коромысел и связующих штанг колеса приводили в действие 221 насос. Установленные на трех уровнях насосы перекачивали речную воду на высоту 153 м в акведук, расположенный в километре от реки. Передаточный механизм, однако, был настолько громоздким и неэффективным, что мощность всех 14 колес в сумме составляла лишь 150 л. с.

С сооружением в Марли можно сравнить только бумажный завод Гранд-Рив в районе Овернь, на котором работало семь водяных колес и 38 молотов. В 20-х годах XVIII в. русские инженеры возвели огромную дамбу на Урале в Екатеринбурге; построенный на ней индустриальный комплекс использовал энергию воды, падающей с плотины. Он насчитывал 50 водяных колес, которые приводили в действие 22 молота, 107 мехов и 10 волочильных станков. В 1760 г. Британская королевская пороховая фабрика в Февершаме в графстве Кент имела 11 водяных колес. Примерно в то же время в Корнуолле был построен так называемый башенный двигатель; он имел 10 верхнебойных колес, установленных одно над другим и связанных посредством составных штанг с двумя большими шахтными насосами.

Говоря о групповом характере использования водяных колес, следует отметить, что вплоть до начала XIX в. их чаще сосредоточивали в каком-либо районе, а не на одном производственном объекте. Так, примерно в 1550 г. на территории Германии в районе Харц-Маунтэн началось сооружение сложного комплекса плотин, водохранилищ и каналов, подающих воду на водяные колеса, которые приводили в действие шахтные насосы, волочильные станы, установки для промывки руды, рудодробильные мельницы и мехи для плавильных печей. К 1800 г. эта система насчитывала 60 плотин и водохранилищ, и все это на территории в радиусе 4 км вокруг Клаустхале - центра промышленного рудоносного района. Самая большая из плотин этой системы Одертайх была построена из кирпича в 1714-1721 гг. и имела длину 145 м, высоту 18 м и ширину в основании 47 м. Из запруженных водохранилищ вода проходила по системе каналов общей протяженностью 190 км и подавалась на 225 колес. Общая мощность всей системы превышала 1000 л.с.

Технические сооружения, использующие энергию воды, получили распространение и в Новом Свете. На юге Боливии близ г. Потоси в Андах испанцы для разработки богатых серебряных залежей в 1573 г. приступили к строительству системы плотин, водохранилищ и каналов для подачи воды на рудодро-бильные водяные мельницы. В 1621 г. система включала 32 плотины, По главному каналу длиной 5 км вода подавалась на 132 дробильные мельницы, расположенные недалеко от города. Мощность всей системы составляла 600 л.с.

Из сказанного ясно, что механизированные хлопкопрядильные фабрики Англии конца XVIII и начала XIX в. не представляли собой нечто принципиально новое ни в смысле замены ручного труда машинами, ни в смысле концентрации больших мощностей. Замена физического труда человека техническими устройствами, использующими энергию воды, и групповое использование таких устройств началось задолго до того, как эти направления стали характерной чертой зарождающейся английской промышленности. Можно сказать, что британские текстильные фабрики просто ознаменовали собой кульминацию эволюционного процесса, зародившегося еще в средневековой Европе и даже раньше - в античную эпоху.




ЛИТЕРАТУРА



В. Gille. Le moulin a eau: une revolution technique medievale. // Techniques et civilisations. Vol. 3, pages I-15; 1954.

Norman Smith. Man and water: a history of hydro-technology. Peter Davies, Ltd., 1976.

Jean Gimpel. The medieval machine: the industrial revolution of the middle ages. Holt, Rinehart and Winston, 1976.

Terry S. Reynolds. Stronger than a hundred men: a histoiy of the vertical water wheel. The Johns Hopkins University Press, 1983.

Зворыкин А.А., Осьмова Н.И. История техники. - M.: Соцэкгиз, 1962.

Шухардин С.В. История науки и техники. Ч. 1. С древних времен и до конца XVIII в. - M.: 1974. Ч. II. С конца XVIII в. до начала XX в. - M.: 1976.
Tags: Археология, Вархаммер, Военное дело, Интересно, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments