grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Categories:

Про Имперские Истины


типа эпиграф
DarK: Папа диамат сочинил!
Авдотья: сначала помог Гегелю с диалектическим идеализмом!
DarK: придумал и Гегелю рассказал
Авдотья: а потом Марксу помогал!
Авдотья: типа, вот тут ты спиздел, Карл. Гегель такого не говорил!
DarK: не, не так. КАРЛ!


В общем авторы - Grim n Dark Trio
Типа аналитика про Имперские Истины.

На связи радио «Нерадонеж».
В общем, верите ли вы в бога и не хотите ли об этом поговорить?
На самом деле, гораздо больше хотелось бы высказать по поводу Имперских Истин (про Имперское Кредо надо говорить отдельно). Почему папа так к ним прикипел, и так ли уж они были недееспособны.
Строго наше, совнаркомовское имхо.
Еще раз для любителей чтения не глазами: Имперские Истины не торжественны Имперскому Кредо by Лоргар. Имперское Кредо появилось позже, и создатель его огреб вполне по заслугам. И сейчас мы вам расскажем, почему.

Кот, то есть dark1977 тут давеча высказал крайне интересную и на наш взгляд верную мысль о том, что вся история Императора (если уж говорить об эгрегорах и архетипах) - это миф про Прометея. Только вместо огня живого Император принес человечеству пламя иного свойства, но конец его был так же весьма печален.
Небольшое лирическое отступление.
В русском языке «вера» - понятие достаточно широкое. В отличии от англоговорящих, для которых значение слова «вера» (faith) ближе именно к религии. Поэтому, чтобы избежать фэйлов, будем опираться на общий контекст, исходя из того, что Император предлагал своим подданным. Мы, нижеподписавшиеся, таки продолжаем холить и лелеять идею о том, что человечеству необходимы жизнеутверждающие иллюзорные конструкции. Про духовные костыли Авдотья уже высказывалась, но и это не главное.
Вера - мощнейший генератор и человеку верить свойственно. Вера - это та самая живительная искра, способная разжечь пламя и сподвигнуть на нечто особенное, а то и действительно великое.
Но все-таки вера не есть религия, эти понятия не являются синонимичными. Точнее, вера - не только религия. Потому что вовсе не обязательно верить в богов (любых). Верить, как это ни странно, можно и в людей, и в светлое завтра, и в победу добра над злом, и в силу разума. В себя, наконец. Такая же вера, ничем не хуже прочих, при этом достаточно гибкая и жизнеутверждающая. И вот тут мы уже от веры плавно переходим даже не к религии, а к идеологии.
Здесь стоит упомянуть один интересный момент. Император стремился к тому, чтобы человечество не только сплотить, но и просветить. Ни один из богов перед собой такой цели не ставил, ни в одном религиозном догмате просвещение не числится обязательным пунктом, потому что само по себе противоречит концепции религии.
Книги вере не способствуют (с)
Богов Хаоса подобное, тем более, не заботит. Можно поспорить с тем, что поклоняющиеся Четверке получают некие весьма специфичные знания, недоступные обычным смертным, но тут ведь как. Эти знания не делают индивидуума по-настоящему свободным, в том числе и в своем выборе. И да, используются они отнюдь не затем, чтобы делать мир лучше и приносить пользу окружающим. Во всяком случае, ни одного примера обратному не зафиксировано.
Более того, в WH40k индивидуализм - это отличительная черта хаосита. Например, космодесантники-предатели принципиально отходят от уставного единообразия силовой брони, у каждого доспехи декорированы в соответствии с желаниями левой пятки и прочих индивидуальных эстетических потребностей. Каждый из тех, кто заручился покровительством Хаоса, хочет победы и прочих благ, прежде всего, для себя, используя остальных по мере возможностей (и мозгов) для достижения своих личных целей. Создатели Warhammer 40,000 взяли и перевернули с ног на голову привычные для западного обывателя понятия полезного и вредного. Это для нас, воспитанных, как ни крути, на дрожжах made in USSR, в мироустройстве Вахи ничего нового нет. Человек как винтик огромной машины, а никакая не исключительно яркая ЛИЧНОСТЬ, подавление которой в угоду государству рвало (и рвет) шаблон у изначальной целевой западной аудитории. С другой стороны, как ни крути, история человечества показывает и доказывает: «не такие как все» погоды не делают, и даже до наступления эпохи государственного протектората, научно-исследовательских институтов и прочих коллективных рабочих групп, большинство выдающихся ученых, художников, писателей и тому подобной креативной публики креативили все равно не сами по себе, а по конкретным заказам конкретных сильных мира того, руливших не одним десятком человек. Так что можно сколько угодно становиться в позу в одного, но коллектив однозначно рулит.
А все почему, кстати?
А потому что с точки зрения эволюционной биологии единицей эволюции является вовсе не особь, а популяция особей. Хотя человеческая социальная эволюция работает сложнее, чем эволюция биологическая, потому что природные факторы среды постепенно снижают свое влияние на популяции, а социальные и психологические факторы - повышают, но закономерности продолжают прослеживаться. Император - архитектор ВИДА. Его заботит именно вид и его выживание и процветание. При этом он умеет ценить ярких личностей, но он никогда не навязывает им выбор. Вспоминаем сожжение Просперо и скальда, когда у него случилось «Ой, все» и он метнулся с Терры на Фенрис. Его никто не останавливал, хотя как единица общества он был очень полезен.
Сюда же относятся претензии к Императору из разряда «Почему ты НЕ помог Васе (Ангрону, Керзу, Мортариону и тэ дэ)? У нас в наличии есть сверхсущество и требовать от сверхсущества решения проблем конкретного индивидуума - чисто религиозный подход. Инфантильное перекладывание собственных проблем на кого-то другого или на обстоятельства. Император не решает чужие проблемы принципиально, если видно, что конкретная личность сама может справиться. Ну, если эта конкретная личность пошевелит булками, разумеется (ладно, Ангрон в какой-то степени исключение, но у него, как дочери офицера, «все не так однозначно»).
Пример: ситуация с Объединением Терры, когда Император до тянул до последнего, ожидая, что человечество все-таки одумается и вмешался буквально в последний момент, когда пришествие полярного лиса было уже не за горами.
Более того, за все время своего существования Император никогда прежде не действовал напрямую. Вполне вероятно, что он опосредованно помогал разрешать некоторые особо серьезные конфликты и действовал в очагах напряженности, но все-таки не играл решающей роли, предоставляя людям возможность справиться самим, сделать какие-то выводы и извлечь уроки, полезные для человечества в целом.
Другое дело, что уроки мы, люди, усваиваем плохо.
Итак, веру (если брать более узкое понятие – веру в высшую силу, которая решит все проблемы) у человечества нельзя просто так взять и отобрать. Возникшая пустота будет немедленно заполняться и хорошо, если чем-то позитивным. Но, как показывает практика, в таких случаях гораздо быстрее и активнее расцветает мракобесие всех сортов.
В общем, религию мы не одобряем, а свято место пусто не бывает. Поэтому нужна крепкая идеологическая основа, которая поможет выдать новые ориентиры.
И мы старательно не смотрим на диамат. Хотя, конечно, сложно избавиться от картинки про то, как папа напел Гегелю про идеалистическую диалектику.

Исходя из контекста, невооруженным взглядом видно, что у папы был свой долгосрочный план, к реализации которого он подошел более чем основательно. Как это часто бывает, в отличный план вмешался человеческий (ну сверхчеловеческий) фактор и все пошло под откос, но давайте попробуем откатить к началу.
Трудно сказать, что же взято за основу Имперских Истин. Путешествующий почти тридцать тысяч лет по матушке-Земле и космическим окрестностям Император за все прошедшие годы успел не только сделать для себя какие-то выводы, но и нахвататься всякого полезного. Нельзя сказать, что Имперские Истины выросли исключительно из, например, коммунизма/зороастризма/ хилиазма et cetera (нужное вставить, подчеркнуть). Возможно даже, что папа как-то по-своему трактовал диалектику. Но логично предположить, что в основе Имперских Истин лежит компиляция. То, что Император счел наиболее пригодным для своего плана. Однако отдельные элементы ИИ можно найти в некоторых религиозных течениях (тот же зороастризм с его, мягко говоря, нетипичным для религии подходом к индивидуальной ответственности человека), а так же различных философских концепциях.
Идеологические столпы Имперских Истин становятся понятны из речей итераторов, которые все-таки работали хорошо, да и кого попало туда не отбирали. О строгости отбора речь шла еще в «Возвышении Гора». Располагать к себе толпу и давать ей нужный заряд - умение редкое. Кроме того, итератор не должен был уподобляться религиозной ортодоксии или фанатикам-радикалам, яростно разжигающим.
Нет, итератор должен был в первую очередь заставить человека задуматься (подход там был, опять-таки, близкий к диалектическому материализму), и это главное. Итератор не дает готовых императивов (еще одно отличие от религии), он должен побудить на поиск и творческое осмысление, в том числе через научный эксперимент.
Хотя с императивами мы немного погрешили. Кантовский Категорический императив во всей деятельности Императора и в самих Имперских Истинах хорошо виден.
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Вот он, высший нравственный закон, которому Император, кстати, и следовал. Это не значит, что он был доброй няшей, не совершающей ошибки. Однако, то что для Императора цель, для Богов Хаоса - всего лишь средство (и бесплатная жратва). Богов Хаоса (ну, не всех, но 3/4 из заявленных) на разных этапах своей истории породило человечество. А созданные человечеством боги, управляющие этим же самым человечеством, то есть человечество под властью Хаоса - это человечество под властью собственных пороков.
Однако вернемся к Имперским Истинам.
Торжество науки и разума - это то, что лежит на поверхности, а под ней легко обнаружить, что Император хотел от человечества роста, в первую очередь - над собой. Раскрытие творческого потенциала отдельно взятой личности в том числе. Не интерес к дремучим суевериям и не страх перед наказанием свыше должны двигать субъектом. И, разумеется, приоритет чувства ответственности и причастности к социуму и, если брать более широко, к человечеству, то есть к Империуму.
Так что если подойти к делу с этой стороны, то становится понятным, почему Император всячески отнекивался, а потом и отбрыкивался от божественного статуса. Концепция «бородатого дедушки на облаке» в данном случае ведет в тупик. Какое может быть развитие, если все проблемы человечества решает его Император? Тут, кстати, назревает отдельная тема – Deus Eх Machina и высокие отношения человечества с отдельной своей ветвью, то есть Адептус Механикус. Но это, опять же, совсем другая история, и мы об этом споем, но потом.
Император хотел от человечества разумной самостоятельности. Коллективной. Не как у нарисовавшихся впоследствии тиранидов, а осознанного личностного роста на благо общества как биологического вида. По сути, Император хотел вывести человечество на новый этап эволюции, на сей раз когтинивной. Это то, чего не мог понять Лоргар, который не устраивал на Колхиде прогрессивной революции, а только сменял шило на мыло и загнал планету обратно, в идеологическое мракобесие.
Большие надежды возлагались на Магнуса. И Магнус мог бы, но изначально при правильных намерениях Магнус выбрал, увы, не те средства. Эзотерическая составляющая, приправленная большой долей мистического символизма с уклоном в откровенный оккультизм (то есть уже почти что религию) по сути противоположна материалистическому мышлению и научному подходу.
Если бы Магнус подошел к магии больше как именно к науке, обратив Кантовский Императив и сделав ее не целью, а средством, то все могло бы сложиться иначе.
Еще одна из основных претензий к Императору состоит в том, что он «скрывал истинное положение вещей». Однако, так ли уж это было вредно?
Помним о том, что если бы план Императора воплотился, то никакой «страшной, скрываемой ото всех правды» попросту бы не существовало и настал бы Золотой Век. Человечество смогло бы воспользоваться наследием Древних – Паутиной, и путешествовать между звезд без боязни вляпаться в варп даже с полем Геллера. Отпала бы надобность в Астрономиконе. Коммуникация между разрозненными колониями человечества перестала быть проблематичной (время и расстояния уже не играли бы никакой роли). И если бы среди человечества укрепилась вера именно в человечество и человека, а не Императора как Бога, то, по сути, были бы созданы все предпосылки для того самого нового этапа эволюции человечества. Например, из Homo Sapiens в Homo Superior.
То, чего добивался Император – это не загнать человечество железной рукой к счастью. Его целью не был ни социализм, ни коммунизм, подобные сравнения достаточно примитивны и, скажем так, весьма не соответствуют описываемым реалиям. Экономические отношения Императора интересовали постольку поскольку, Императора интересовала – тадамм! – когнитивная эволюция (не революция) человечества.
Но, увы.
Светлое будущее опять не наступило, поэтому можно легко проводить различные спекуляции о бесполезности Имперских Истин, а так же об их нежизнеспособности. Потому что природа человеческая даже в сверхлюдях оказалась сильнее.
Можно возразить, что именно индивидуальное разочарование в Имперских Истинах у некоторых примархов, будучи подогретым личными обидами, амбициями, страхом и болезненной тягой к совершенству вкупе с нарциссическим расстройством, привело к Ереси. Однако если бы концепция Имперских Истин оказалась действительно недееспособной, то все бы рухнуло задолго до того, как Гор начал штурмовать Императорский дворец.
Независимо то того, существовали Боги, или нет, у каждого из его сыновей был выбор и они его сделали, предпочтя частное - общему. Даже если этим частным стал некий собственный микросоциум (Мортарион, Пертурабо с определенными поправками на).
Имперские Истины отмерли под натиском обстоятельств и место их заняло Имперское Кредо. Созданное Лоргаром, вдохновителем Ереси, Имперское Кредо, что самое смешное, отлично пригодилось человечеству. Правда, уже не для его возвышения, а для банального выживания. Потому как то, что происходит с человечеством в сороковом тысячелетии – это не прогресс и не эволюция, это стагнация и деградация. Но при всех различиях, можно найти объединяющие ИИ и ИК факторы.
Однако, про Имперское Кредо, как мы уже сказали, разговор отдельный.

(с) Grim n Dark Trio

Жирное выделение текста - моё.
Tags: Вархаммер, Интересно, Мифы и сказания, Цитата
Subscribe

  • Кошачья география

    "А как подрастет - я его в Польшу ходить научу..." "- В какую еще, нахрен, Польшу? Ты совсем башкой поехал со своей…

  • Хороший памятник :)

    В среду, 4 августа, список московских памятников пополнился новой композицией. Ее открыли в Екатерининском парке и посвящена она супругам…

  • Бойцовый кот

    Против медведя. Да, есть такие коты в наших квартирах...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments