grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

28 панфиловцев

Итак, приобщился к самому обсуждаемому фильму в России-2016 - «28 панфиловцев».

Что могу сказать? Фильм в целом неплох. Наши киношники четко выдержали уровень Дэвида Эйра и его «Ярости». Превзойти - не удалось. Хотя – могли, реально могли! Но – не шмогли. По собственной тупости и политических установок.

Обидно - когда режиссеру вручают премии за историзм, а историзма а фильме – примерно 39%. остальное – фантастика. Кстати, о фантастике - из «28» панфиловцев влегкую получился бы эпик про 597-й Валхалльский полк, доблестно отбивающийся от танков и пехоты хаоситов, с героическим комиссаром Каиным. Это плохо – если сюжет фильма идеально ложится в схему Вархаммера, значит, сценарист накосячил по-крупному. Как в финале "Ярости".

winter_assault_dkok_by_arkurion_d3e86wb

Кстати, в современном кинематографе какая-то тенденция наметилась: хорошие актеры вначале влипают в какие-нибудь поганые фильмы о Второй Мировой, а потом – реабилитируются, снимаясь в хороших – и героически погибая в ходе фильма. Бред Питт – вначале запомоился в «Бесславных ублюдках», потом реабилитировался в «Ярости» (героически погиб). Мерзликин – отметился у Михалкова в УС-2, потом - аж дважды аки берсерк сражался с немцами («Брестская креепость» и «Единичка»), весьма пафосно погибая каждый раз. Как только я увидел в фильме Александра Устюгова (снявшего сволочную драму «Служу Советскому Союзу!») то сразу же кое-что заподозрил...


Итак, вначале о хорошем: визуальная составляющая великолепна, эффекты – на уровне «выше среднего», актеры играют неплохо. «Железячная составляющая» вне всякой конкуренции, товарищ, с которым смотрели фильм, историк-поисковик сразу отметил что «лопаты аутентичные». Как и оружие, пушки, пулеметы… И в общем – о хорошем заканчиваю.


Теперь – о плохом.
Во-первых, сценариста надо отправить на курсы переподготовки, потому что сценарий откровенно плох. В фильме нет ни одной личности (хотя – одна недоделанная личность есть – рядовой Москаленко в исполнении Устюгова), все остальные – так и остаются статистами, какие бы подвиги они не совершили.  Лепёхин из «Они сражались за Родину» делает всю роту из фильма одной ухмылкой.



Во-вторых, диалоги. По большей части они написаны в самых худших традициях советской пропаганды. Жечь танки, жечь танки, за нами Москва, все мы русские… Даже в момент артобстрела солдаты говорят что-то обнадеживающее политико-тактическое. За весь фильм ни слова не сказали про самую главную солдатскую тему – про баб.

– Господин лейтенант, что это вы хмуры?
Аль не по сердцу вам ваше ремесло?
– Господин генерал, вспомнились амуры -
не скажу, чтобы мне с ними не везло.
– Господин лейтенант, нынче не до шашней:
скоро бой предстоит, а вы все про баб!
– Господин генерал, перед рукопашной
золотые деньки вспомянуть хотя б.


Вот бард знал, о чем пишет, а сценарист – нет. Ни одной фразы про женщин, жен, любовниц, детей, родимый дом… О том, что некоторые бойцы из Казахстана узнаем только потому что они это говорят. Живую речь дайте, живую, с матюгами, матерью, в Бога душу мать… Но, похоже, это «непатриотично». А вот молитва (услышал – чуть не рассмеялся) вполне себе в теме, дескать, нет в окопах атеистов.

За языком никто не следил. Эти девятнадцати и двадцатилетние парни, свободные от ограничений, накладываемых семьей и культурой, использовали ругательства как своего рода связующее. Одним из наиболее употребительных было "слово на букву ё". Оно заменяло собой прилагательные, существительные и глаголы. Дэвид Кэньон Уэбстер, чьей специальностью в Гарварде была английская словесность, признавался, что ему оказалось сложно привыкнуть к этому "мерзкому, монотонному и лишенному воображения языку". Однако такой язык давал этим ребятам ощущение собственной крутизны и, что еще более важно, чувство коллективизма, принадлежности к группе. Даже Уэбстер, несмотря на неприязненное отношение, начал использовать его. (с) "ВАТАГА БРАТЬЕВ: Рота Е 506-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии, от Нормандии до "Орлиного гнезда" Гитлера"


Хорошо хоть в первый раз на моей памяти дали установку своим – не умирать. Нужно дать умереть парням с ТОЙ стороны. Уже неплохо.

В-третьих, весь фильм не отпускало впечатление, что многие сцены фильма – калька из романа И. Кошкина «Когда горела броня». И фланговый пулеметный огонь, который отбросил немцев:

С дистанции сто метров Зверев ударил почти во фланг немцам, он заранее наметил себе сектор и даже пристрелял его вчера по особому разрешению командира роты. Сейчас бывший студент опустошал диск, плавно ведя стволом от одного ориентира к другому, и фашисты валились под струей свинца. Одним из первых упал высокий немец с автоматом и биноклем на груди, судя по всему, офицер, он мешком повалился в грязь, уронив оружие, дернулся и затих. Максим бил длинными очередями, не давая гитлеровцам прийти в себя, с такого расстояния промахнуться было трудно, и ефрейтор буквально срезал левый фланг атакующих. Немецкие пулеметчики попытались развернуть МГ, и Зверев уложил обоих. Сорок семь патронов кончились за несколько секунд.

Вся разница – в романе «Дегтярев», в фильме – «Максим». Но в романе все заканчивается трагично, в фильме же – авторский произвол позволяет создать своеобразный хеппи-энд, с «дюже набитыми» немецкими танками.
Еще – выстрел из ПТР, который задел немца-водителя (?), да и др. эпизодов хватает.

Очень плохо, что до фильма не допустили профессиональный консультантов, которые бы объяснили, что патриотизм – патриотизму рознь, и фильм в котором 28 героев наколотили много танков плох в том основании, что невольно возникает вопрос – а как в таком случае немцы под Москвой оказались? Что – пёрли, как лемминги, несли большие потери и только тут подломились? Честно – если б в фильме прозвучал разговор, о том, что у немцев – профессиональная армия, которая воюет умением, а у нас – бывшие крестьяне, да вчерашние рабочие, индустриализация пошла с 30-х, техника новая и сильная, да освоить не успели, вот и приходится умелого фрица массой останавливать, чтобы у него «экспертов» выбить – фильм только выиграл бы. В том же романе Кошкина бой разведроты немцев с ротой закончился вроде бы удачно – отбились, но потери, потери...

Танки преодолели треть расстояния до позиций взвода, теперь он ясно видел пехотинцев в длинных шинелях, что шли цепью за машинами. Разведка — передовой отряд танковой дивизии: танковая рота, рота мотопехоты, четыре бронеавтомобиля и четыре орудия на тягачах. Змея, способная протиснуться в незаметную щель и в то же время ударить страшными зубами, немецкая боевая группа искала тонкие места в советской обороне, готовая, если надо, сбить слабого или нерешительного врага и удерживать позицию до подхода основных сил. Ночная разведка показала, что где-то здесь закрепились русские части. Немцы уже научились не лезть на рожон, но в них пока жила уверенность в своих силах, в том, что они могут разбить любого противника, и командир группы решил атаковать. Русские позиции были хорошо замаскированы, однако с рассветом наблюдатели обнаружили линию окопов по опушке двух рощ — Советы не отличались большой изобретательностью в выборе рубежей обороны. Боеприпасов осталось мало, поэтому по каждому участку орудия израсходовали шесть снарядов на ствол, наполовину опустошив боезапас. Артиллеристы еще обрабатывали второй узел обороны русских, а первый уже атаковал взвод танков при поддержке спешившегося взвода мотопехоты.

  Кстати, в фильме только танки. Никаких бронетранспортеров, минимум тяжелого пехотного оружия у немцев (вроде бы показали 1-2 MG). В отличие от наших немцы практически не используют гранат – хотя бы знаменитых «колотушек» с деревянной ручкой. К чему тогда упоминание, как ловкий красноармеец во время одного из прошлых боев поймал несколько таких и отправил назад – к их хозяевам? Непорядок…

Бой у Кошкина, кстати, более красив и сложен, чем в фильме: и артиллеристы совершают маневр орудием, и танки не приближаются вплотную к окопам и приходится их атаковать, вылезти из окопа, и немецкий огонь настолько плотен, что головы не дает высунуть…


В фильме же, кажется, что ситуация – довольно ТЕРПИМАЯ. Отчего впадаешь в тот самый когнитивный диссонанс: утром бой вела вся рота, ну бойцов 100, с прикрытием гаубиц, и подбила 4 танка, выбила взвод пехоты. От артобстрела погибло около 60 человек – 2/3 роты, оставшиеся 28 солдат набили 14 танков… И не нашлось человека в съемочной группе, который бы сказал: «урежьте леща». В фильме нет ни минометов, ни тяжелых пехотных орудий, фланговых обходов, шуток (точнее - одна есть - в исполнении Москаленко), нет самого главного для военного фильма: конфликта. "28" напоминает скорее выспаренную пропагандой  иллюстрацию о войне, чем пример  драматургии. Фильм психологически недостоверен. Бойцы бы скорее обсуждали бы "Александра Невского" или "13", чем каких-то самураев или спартанцев... Введение в команду пары раздолбаев или даже трусов было бы более на пользу сюжету, чем стальная фаланга геров без страха и упрека.

В общем резюмируя, можно сказать следующее:
1.    Фильм неплох. Посмотреть стоит.
2.    В плане реализма обмундирования, оружия, техники – реальный прорыв. Но, этого мало, чтобы фильм стал лучше.
3.    В плане историзма – средний уровень, выше «Ярости» не прыгнули.
4.    Режиссерская позиция и потакание ей со стороны всей прочей команды сыграла фильму в серьезный «минус». Нельзя быть таким антисоветчиком, обелять Добробабина и вытягивать сюжет к «28» столь откровенно.
5.    Диалоги, персонажи - откровенно плохи.

В итоге – прорыв в отечественном кинематографе о Великой Отечественной войне не состоялся. Возможно – данный фильм стал началом прорыва, но не более.
Кто-то ставит фильму в заслуга, мол нет кровавых упырей из НКВД или кровавого Сталина… Глупости. Фильм может быть хорош и с их участием, главное – чтобы они ДЕЛАЛИ СВОЕ ДЕЛО. Не насиловали связисток, а выполняли свой долг. Богомолов раскритиковал фильм по своей книге не из-за старческого желания побрюзжать, а потому что в фильме вывернули наизнанку его главные сцены, плюс – кроме Миронова, остальные  артисты на оригинал откровенно забили. И фильм, который многими считается одним из лучших современных фильмов о Войне, на самом деле мог быть еще лучше – стоило только ПОСЛУШАТЬ советы умного человека, который все это прошел.
Но, похоже, все вдруг стали слишком умными и решили, что в советах не нуждаются.

Итого: Твердая 4. ("Брестская крепость" получила у меня 4 ++)
Tags: Кино, Рецензия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments