grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Category:

Сценарий фильма про голод 1921-23 гг., который никогда не снимут. Части 1-3.

Оригинал взят у d_clarence в Каким я вижу сценарий фильма, который никогда не снимут. Часть первая.


Сцена первая.
Москва, декабрь 1921. На Казанском вокзале под парами стоит паровоз. По перрону решительным шагом идет хмурый, сутуловатый человек. Это комендант поезда тов. Андреев. За ним чуть не бежит человек с портфелем и охапкой бумаг. Он торопливо говорит о грузе, сроках, пихает Андрееву в руки накладные. Поезд едет в Уфу с грузом вологодского зерна. У поезда вяло, вразвалку, ворча строится вооруженная охрана. Их пять человек. Молодцом выглядит только один усач. С сильным прибалтийским акцентом он докладывает, что отряд поступает в распоряжение Андреева. Андреев хмуро спрашивает, почему стоит пять человек, а должно быть семь. "Не могу знать!". Тут из толпы выбегает солдат, что-то придерживая под полой шинели, и встает в строй. Андреев подходит и выхватывает у него из-за пазухи бутыль с мутной жидкостью. Строй напряженно замер. Андреев молча вынимает затычку и нюхает. Человек с портфелем тоже замер и смотрит раскрыв рот. Андреев затыкает бутылку, засовывает ее себе в карман.
"Правильно, товарищ. Пригодится в пути при обморожении."
Зайдя в теплушку, Андреев обнаруживает спящего на топчане здоровяка. Приказывает красноармейцу разбудить его, но тот мнется и явно трусит. Дальше классика жанра - Андреев его будит, короткая схватка, здоровяку заломлены руки. Знакомятся. Здоровяк раньше в цирке силачом выступал на волжских ярмарках. Сейчас солдат. Спит, потому что только ночью вернулся из караула.

Сцена 2. Поезд в пути. Теплушка всего одна. В ней по очереди греется охрана и машинисты. Андреев знакомится со всеми поближе. Разные истории.
Коммунист один - рабочий из Риги Мартин. Фамилию, говорит, вам все равно не произнести.

Два друга-не разлей вода с мутным прошлым. Остальные поговаривают, что за все стороны в гражданскую повоевали. Мастера все достать и украсть. Вечно подкалывают друг друга, но друг за друга горой.

Здоровяка зовут Аристарх Оффенбах. Сам сирота, фамилию в цирке на ярмарке в Нижнем дали.

Щуплый, недалекий солдатик из полтавских крестьян. Над ним все подшучивают. Но он очень запаслив и по-крестьянски предусмотрителен. Жинку с ребятами еще с Германской не видел.

Бывший студент. В армию пошел по убеждениям. В институте учился всему понемногу. Крайне неловок, ничего не умеет. Очкарик. Декламирует стихи. Андреев, к невероятному удивлению студента, однажды его поправляет. Студент проникается.

Татарин Равиль. Молчун. Никогда не смотрит в глаза. Мнения не высказывает. Любимое выражение: "А ссабака!". Два друга иногда подкалывают его: "Равиль, ты зачем муллу убил?". "А ссабаки!" - шипит Равиль и швыряется в них чем-нибудь.
В пути у всех начинают пропадать вещи. Взаимные подозрения. Грешат на машинистов, но у тех самих чайник сперли.
Большая станция, ну условно Рязань. Грузят уголь. Рядом рынок. Но денег ни у кого нет. Начинается склока из-за потерянных вещей - их можно было обменять. Назревает драка. Тут хохол ведет носом "тю!" и идет обратно к поезду. Открывает теплушку, а там на примусе сковорода с жареной картохой и потрохами. Солдаты раскрыв рты подходят. "Чудесааа!". И начинают жрать. Приходит из комендатуры Андреев. Ему оставили одну ложку. Приходят обалдевшие машинисты - чайник вернулся, да еще с чаем! настоящим!
Всякие догадки и прочее. Потом оказывается, что к поезду пристал беспризорник Вадька Прошкин. Его рук. Вещи он и обменял на картоху, маргарин и чай. Становится всем как приемный сын.

Сцена три. Опасный перегон.
Андреев его знает. Всех предупреждает. Говорит если просто из леса выходят - стреляй раз в воздух. Если на лошадях и с телегами - лупи не раздумывая.
Ночь. Из леса толпа. Стреляют в воздух. Вроде проехали. Здоровяк с татарином идут проверять. На подножке одного из вагонов стоит безумный человек и чем-то ковыряет доски. Татарин вскидывает винтовку, но Здоровяк раньше хватает пассажира за шкирку и скидывает.

Сцена 4. Мефодий.
Утром поезд прибывает на станцию. При станции отдел ВЧК. Командует молодой безусый парень лет 19-ти с открытым, почти детским лицом, но уже со складкой между бровей. Зовут солидно Мефодий. В подчинении только один красноармеец. Дядька лет 40-45. На станцию месяц назад было нападение. В неравном бою полегли бывший командир и все чекисты. Рядом их братская могила. Все это Вадька узнает из разговоров.
На станции осматривают вагоны. Вадька увязывается за Андреевым в домик Мефодия. В домике Андреев вдруг теплеет лицом. "Давай! - Ну давай!". Мефодий вытаскивает из-под кровати шахматную доску с недоигранной партией.
В сцеплении вагонов обнаруживают поломку. Сообща чинят. Через станцию проносится огромный эшелон. На вагонах американские плакаты. На крышах пулеметные гнезда и колючая проволока. Все бросают работу и провожают его взглядом. АРА.
Вечером ложатся спать. Рано утром Вадька слышит с улицы странные звуки. Выходит. У калитки босой Мефодий азартно чеканит мяч. Вадька, распахнув глаза смотрит. Мефодий подмигивает ему и пинает мяч. Вадька ловит его руками. Мефодий рассказывает ему про футбол. Они начинают весело пасоваться. Тут на работу идут местные крестьяне с бабами. Мефодий сильно смущается. Мяч дарит Вадьке.

Сцена 5.
После ухода Мефодия Вадька пытается самостоятельно чеканить мяч. Мимо проходит Мартин. "Мальчик, пойдем со мной, поможешь". (Надо сказаться, что Мартин всегда называет Вадьку исключительно "мальчик", Андреева - "товарищ командир", друзей - "вы, двое", а в третьем лице "эти двое", Аристарха - "товарищ Оффенбах", Студента - "товарищ студент", Татарина неизвестно как - случая поговорить у них не было. Мартин всегда немногословен, речь его очень правильна, хоть и с акцентом). Они идут к паровозу. В механизме что-то сломалось. Рядом стоят растерянные машинисты. Мартин определяет поломку. Нужно подлезть, но у Мартина ревматизм, а машинисты не пролезут. Лезет Вадька. Мартин очень доходчиво объясняет ему что делать. На удивленные вопросы машинистов отвечает, что ему довелось поработать на Росс-Балте и слесарем и токарем.
Вадька никак не может завернуть гайку. На его жалобы Мартин отвечает, что бывают ситуации, когда можешь рассчитывать только на себя. И что сейчас только от Вадьки зависит - поедут они дальше или застрянут здесь. Вадька проникается. Героически закручивает гайку и вылезает радостный в ожидании похвалы, но Мартин сухо говорит, что если бы Вадька не жаловался, то справился гораздо быстрее. Вадька обижается.
Поезд трогается.

Сцена 6.
В теплушке. На топчане спит Андреев. Вадька угрюмо катает ногой мяч. В углу сидит Татарин и ветошью протирает затвор. Аристарх протяжно зевает. Остальные в карауле снаружи.
Аристарх мельком взглядывает на Вадьку и вдруг встает на руки и начинает на них ходить. Потом вскакивает на ноги и пружинисто садится на шпагат. Вадька восхищенно смотрит. Аристарх подмигивает: "Это гимнастика, брат!". Берет Вадьку и вешает его на балку. "А ну, подтянись!". Татарин из угла тянет: "Эээ! Глупость..". Аристарх: "Чего глупость?". "Гимнастика глупость. Винтовка - не глупость. Бах! и савсээм мертвый..". Татарин смотрит в прицел, глаза его хищно поблескивают. Раздаются два гудка паровоза. Андреев вскакивает как не спал: "Сызрань!".

Сцена 7. Сызрань.
Вокзал в Сызрани. Кругом колючая проволока, пулеметные вышки. Андреев с хохлом (пусть будет Степан "Стэпан") идут через пути, пролезая под вагонами к вокзалу. Каждый раз натыкаются на красноармейцев: "Стой! Сюда Нельзя! В обход иди!" Чертыхаются. Наконец добираются до вокзала. У входа американец в армейской форме. Кобуру носит по-ковбойски, шляпа лихо заломлена. Лицо открытое, глаза ясные и наглые. Качается на каблуках и насвистывает какой-то марш. Степан смотрит на его шикарные сапоги со шнуровкой и восхищенно цокает языком. Андреев, не удержавшись, тоже смотрит на сапоги и тут же ловит на себе насмешливый и нагловатый взгляд американца. Ведет плечами, отворачивается и заходит на вокзал.
Паровоз нужно заправить водой. Комендант: "Воды нет". Андреев угрожающе говорит про сроки, показывает бумаги. "Воды не будет пока американца не заправлю! Вон, видишь раскачивается, черт эдакий? Три паровоза ему заправь! АРА, сам знаешь, в первую очередь!". Андреев сплевывает. Степану "Пошли!". В дверях коменданту: "Но я чтоб за американцем!". Комендант его не слышит - уже ругается с кем-то по телефону.
Снова идут через пути. Степан дергает Андреева за рукав "Товарищ Андреев! Товарищ Андреев!". Указывает Андрееву с сторону. Там под колючую проволоку, в сторону города, пытаются проползти двое друзей. Андреев: "Стоять! Ко мне!" Орет на друзей. Те оправдываются, мол кипяточку искали, ворчат. Андреев: "Чтоб никаких!". Идут к поезду.

Сцена 7.
У вагонов Вадька возится с мячом. Друзья отнимают у него мяч, начинают им перекидываться. Вадька пытается отнять. Ему ставят подножки. Раз упал, два упал и стал перепрыгивать ноги. Один из друзей: "Ишь ловок! А ну, лови свой мяч" и делает вид что бросает. Вадька готовится ловить и в это время второй сбивает с него снежком шапку. Гогочут. Второму прямо в рот прилетает снежок. Первый поворачивается - ему в глаз. "Ну держись!" Начинается игра в снежки. Вадька уворачивается. Из теплушки выпрыгивает Аристарх, скатывает огромный снежок. Все начинают от него бегать. Выпрыгивает Студент: "Ура! Снежки!". В него разом прилетает ото всех.
Вдруг раздаются свистки, крики "Тревога! В ружье!". Суматоха. Проносится мотодрезина с пулеметом. За ней вторая. Поезда АРА трогаются один за другим и уезжают в сторону Самары.
Андреев идет на вокзал. "Ключики! Ключики!". Из криков ясно, что у станции Ключики нападение на поезд, идет серьезный бой. Андреев коменданту: "Так я заправлюсь?" . "Да заправляйся! Не до тебя!".
Поезд едет в сторону Самары. В теплушке Мартин задумчиво говорит: "А ведь мы всего четыре часа назад Ключики проехали.."
В тамбуре последнего вагона несут караул два друга. Жрут сушеную рыбу. Сперли-таки.

Сцена 8
В теплушке Вадька смотрит на лозунг.
"Вези скорее, без проволочек!
Зорко и честно охраняй доверенные тебе драгоценные грузы!
Не забудь - ты везешь жизнь миллионам людей!"

Студент учит его читать, показывает в газете все буквы.
Поезд резко снижает ход. Снаружи крики и ругань. Студент и Вадька открывают дверь теплушки и еле успевают увернуться от булыжника. Вокруг толпа народа. Крики: «Жрать! Жрать дай, курва! Родненькие, хоть четвертушку сбросьте! АААА!! Ребенка задавили! Хлеба! Хлеба!»
Поезд подъезжает к мосту через реку Самарку. Кругом толпы беженцев, телеги. Многие стоят прямо на путях и неохотно расступаются перед поездом. Впереди на решетке сидят два друга и штыками отгоняют людей. Машинисты остервенело дают гудки. На крышах вагонов стоят Мартин, Степан и Андреев. Андреев хмуро и привычно смотрит на происходящее. Мартин монотонно повторяет: «Товарищи, отойдите от поезда, мы будем стрелять». Из толпы крики: «Стреляй падла! Все равно не жизнь!», «Стреляй-стреляй, мы пуганные!». В открытом тамбуре последнего вагона Татарин и Аристарх. Татарин со своей стороны хлещет нагайкой направо и налево. Аристарх сталкивает запрыгнувших.
Вадька загипнотизировано смотрит на лежащую у рельс отрезанную человеческую ногу. Студент тоже смотрит на нее. «Поезда АРА не имеют права сбрасывать ход ни при каких обстоятельствах..». Вдруг чьи-то руки хватают Вадьку и вытаскивают наружу.
«Вадька! Вадька!» - кричит Студент и спрыгивает за ним. Сразу поучает удар в лицо. Очки слетают. Студент шарит по земле.
Двое волокут Вадьку в толпу. Андреев орет «Стооой!!!». Мартин и хохол стреляют в воздух. Потом Мартин стреляет в землю перед похитителями. Сквозь толпу несется Аристарх. Раскидывает всех, хватает Вадьку и тащит в поезд. Татарин в последний момент подхватывает Студента.

Сцена 9. Вокзал в Самаре.
Здесь должны выдать горячее питание и сухпай. Идут по перрону к зданию вокзала. Вокруг сидят и лежат люди. По виду такие же как у моста. Вадька испуганно жмется к Аристарху. «Не бойся, эти уже доходят, не жильцы». Показывают крупным планом людей. Глаза пустые, кто монотонно раскачивается, кто бредит, мать укачивает мертвого ребенка.
В комендатуре Андрееву сообщают, что на обратном пути, через трое суток, к поезду прицепят три вагона с детьми – везти в Москву. Андреев: «Мне же в Уфе тифозных забирать!». «Ну ты между ними вагон с углем поставь.»

Сцена 10.
Поезд прибывает в Уфу. Разгружается. Башкиры на конях, верблюды.
К поезду прицепляют санитарные вагоны. Сопровождают две медсестры и интеллигентного вида доктор. Одна сестра хорошенькая. Каждый, кроме Андреева, по-своему оказывает ей знаки внимания. Аристарх жонглирует мешками с одеялами, друзья отпускают шуточки, приглашают на стакан самогона. Студент бледнеет, краснеет, пытается заговорить о литературе. Хохол дарит завернутое в тряпочку куриное яйцо. Мартин просто говорит: «Какая хорошая девушка!».
Вадьке очень нравится одна девочка. Она лежит и читает какую-то книжку. У девочки нет ног – ампутировали, обморожение. Поезд трогается. Вадька помогает медсестрам и доктору. Завязывается общение с девочкой. Книжка – сказка «Конек-Горбунок». Читают вместе. Девочка поправляет Вадьку когда тот сбивается. В два вагона с тифозными Вадьку не пускают. Он только видит в окнах печальные лица с огромными глазами и бритыми головами.
В Самаре прицепляют три вагона с детсадом – совсем мелюзга. Их сопровождает мерзкий толстый тип с портфелем – видно, что шкура так удрать пытается и на детей ему пофиг. В пути у Андреева с ним жесткий разговор. Тип морально размазан. Опекунство над детьми переходит к Андрееву и Аристарху. Хорошенькая сначала смеялась над Аристархом, но теперь проникается к нему.

Сцена 11.
Поезд снова в Сызрани. Здесь тревожно. Два серьезных нападения на поезда за неделю. Действуют не банды голодных, а профессионалы. Точно есть пулеметы. Не очень понятно что им нужно. Невзирая на потери врываются и обыскивают поезда. Потом отступают.
Андрееву предлагают дождаться каравана поездов АРА, чтоб вместе с ними проскочить. В принципе предложение хорошее.
Вечером Хорошенькая лежит в бреду – тиф таки перекинулся в вагоны со здоровыми детьми. Лекарства и прививки в Пензе…

Tags: Вархаммер, Интересно, История, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments