grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Categories:

«Картинки эпохи перемен» (2)

Оригинал взят у umbloo в «Картинки эпохи перемен» (2)
(Продолжение. Начало: 1)

Ещё одна тема «картинок эпохи перемен» — это промышленность. И на старых гравюрах время от времени появлялись земледельцы в поле или плотники за работой — но их было очень немного, это была повседневность. За работой на гравюрах укиё-э мы видим преимущественно весёлых девиц или актёров — то есть тех, кто обеспечивал досуг посетителей развлекательных заведений. (И даже ткачихами или прачками там часто притворяются роскошные куртизанки.) При Мэйдзи стало интересно: если нам так много говорят о развитии промышленности на западный лад, то что же представляют собой эти фабрики и заводы? И художники не замедлили ответить на этот вопрос.
Иногда — довольно подробно. Вот Аояги Тэйсон изображает завод Канагафути:

Занятно, что и здесь не обошлось без дам в европейских платьях — они осматривают «новую достопримечательность».

Но в цехах дамы уже неуместны.


Иногда возникает впечатление полного стимпанка…
Кстати, вот для сравнения чуть более поздняя фотография этого же завода:


А вот плавильня работы хорошо нам знакомого Кобаяси Киётики:


У Тэйсона завод выглядит величаво, но жутковато. Куда симпатичнее швейная мастерская у Адати Гинко:


И техника передовая, и девушки нарядные, словно сами рекламируют свою продукцию:




У Куниаки Второго на шелкопрядильне, наоборот, работают красавицы в японских нарядах, что и естественно, шёлк — дело не западное!


Но механизмы изображены со всей тщательностью:


И, разумеется, толпятся экскурсанты — тоже ведь «новая достопримечательность»!


Механизмы — это вообще завораживающе интересно! Даже бумагу можно, оказывается, делать с помощью паровых машин:


Тоже лёгкая промышленность. Работают женщины, а машину смазывает дяденька-механик:


Прядильня. И тоже с осматривающими её посетительницами.


И ещё прядильня (автор — Утагава Ёситора, знакомый нам по «йокогамским картинкам»).


И опять — нарядные красавицы и сложные механизмы:




Утагава Фусутанэ изобразил бумажную фабрику в Одзи по кусочкам, разбив на кадры:


Традиционные и околотрадиционные промыслы тоже никуда не делись. Вот у Хиросигэ Третьего какая бумагодельня в Суруга:


Но, конечно, чем экзотичнее промысел, тем интереснее. Его же — добыча льда на Хоккайдо. Вот даже что может приносить прибыль!


А у Кунитики курильцы охотятся на каланов:


Это вообще была большая серия с изображением промыслов в разных областях Японии. На эту тему не замедлили сделать настольную игру-сугороку (рисовал тот же Хиросигэ Третий): страна наша велика и обильна, а люди предприимчивы!


Но даже вполне традиционные промыслы охотно изображали в неожиданных ракурсах, с использованием перспективы, «новыми достопримечательностями» на заднем плане и т.п. Нам очень нравится этот рыбник Кобаяси Киётики:


(Продолжение будет)
Tags: История
Subscribe

  • Кружева и Сталь IX (№9)

    Приобрел. Как всегда, альманах на очень высоком уровне. После несколько выматывающей корреспонденции Фридриха Великого (читать интересно (особенно…

  • Восславить коммунизм и мощь Альтернативной Советской Империи!

    Потому что это прикольно и даже иногда вызывает попаливание стульев у порядочных людей, которые не могут не прокукарекать свое необыкновенно…

  • Кровавая Тарава

    С собой у них было 12 линкоров, 17 авианосцев, 12 крейсеров, 66 эсминцев и куча транспортов с 35 тысячами бойцов на борту, а ещё без счёту снарядов и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments