grigvas (grigvas) wrote,
grigvas
grigvas

Categories:

Мецада обреченных... (Часть 1).

Оригинал взят у m2kozhemyakin в Мецада обреченных... (Часть 1).
..Путевые заририсовки в соцсетях - жанр не новый и, как не без оснований утверждают некоторые снобы, окончательно вышедший в тираж, типа селфи.
Потому-то каждый аффтар и пытается, подобно известному пекарю Филиппову в байке из времен пристнопамятной Российской империи, заложить в сырое тесто своей истории о путешествиях некую "изюминку". Или хотя бы выдать за нее случайно попавшего в замес таракана ;)
Излишне повторять, что "таракан" аффтара этих строк - военная история.

Итак - израильская Масада, на древнееврейском: "Мецада" (מצדה), что означает просто: "крепость". Древняя твердыня, лежащая, словно на величественном постаменте, на вершине гигантской скалы в Иудеской пустыне.
Место одной из самых известных - и самых мифологизированных - осад в истории войн человечества. Свидетельница непоколебимого мужества, самоотверженного фанатизма и безжалостной жестокости. Каменная скрижаль Иудеи, на которой кровью начертаны мрачные и гордые афоризмы: "Смерть лучше рабства", "Битва за свободу никогда не бывает напрасной"...
DSCN4074..jpg
И - прошедшее через тысячелетия свидетельство того, почему римского легионера многие до сих пор считают лучшим солдатом всех времен и народов. Для него не было невыполнимых боевых задач! Масада считалась неприступной (распространенное не только в Древнем мире заблуждение, что бывают неприступные укрепления), врагу не было пути на ее вершину. Солдатам Рима приказали взять ее - и они взяли, своими руками и руками угнетенных построив путь наверх.
Штурм Масады римлянами, 73 г. н.э. Худ. Л.Филипп.
1392619376_27.jpg

...История о том, кто в периид правления в Царстве Иудейском Хасмонейской династии первым свил орлиное гнездо на этой безжизненной вершине - предмет особого рассказа. Как и любимая песня экскурсоводов, водящих на Масаду досужую туристическую публику:

"Был в Иудейском царстве I в. до н.э. великий царь великий Ирод I Великий (sic!), который понимал, что с римлянами надо дружить, сохраняя автономию Иудеи (а разные маккавеи с зелотами, герои освободительной борьбы, не понимали - опасные таки идиоты!), а еще он жестоко мочил своих врагов (таки ж враги на то и существуют!) и даже своих жен и детей (таки ж достали, как это можно не понять?), а младенцев земли Иудейской приказал перебить совсем не всех (врут таки закоснелые христиане!)... Так вот, в 25 г. до н.э. он облюбовал Масаду, где раньше стоял только отдаленный гарнизон, и возвел на этой вершине могучие фортификационные укрепления, прекрасный загородный дворец, термы и придворный театр (где развлекал "полезных" римских гостей), арсеналы и провиантские склады, насадил дивные сады-огороды..."

Реконструкция укрепленной резиденции Ирода и ее нынешний вид:



"А еще, - восклицают экскурсоводы, уже в полном пaтетическом восторге от деяний этого известнейшего строителя и злодея древности, - Он провел на Масаду акведук хитрой инженерной конструкции, по которому вода иp подземных источников бежала не со скалы, а на скалу, заполняя обширные цистерны!" И тут же демонстрируют это водопроводное чудо на макете. Таки да, течет вверх:


Архитектурный проект Ирода действительно был создан, чтобы поспорить с вечностью... На вершине Масады каждый шаг и взгляд встречают следы былого великолепия царской резиденции.



Термы построены с подогревом пола, по всем правилам римской банной культуры, с явным прицелом расположить к себе оккупационную администрацию:
DSCN4117..jpg
Ночи в Иудейской пустыне холодные, так что после долгих дней в седле (путь из Иерусалима неблизкий) императорскому наместнику или префекту легиона было приятно насладиться отдыхом в тепле и нежными руками вышколенных придворных массажисток...

Фортификационные сооружения Масады, подробно описанные историком и активным участником великого (вот теперь действительно - великого, а не как Ирод!) Иудейского восстания против Рима Иосифом Флавием (которого до перехода на сторону победителей звали Иосефом бен Матитьяху), отлично сохранились, местами восстановлены трудами археологов и реставраторов, и впечатляют своей суровой силой:
Стены по всему периметру плато, высотой около 5,5 метров и шириной около 3,5 метров, с удобным боевым ходом, позволявшим разойтись двум полностью вооруженным воинам и бойницами разных размеров - для лучников, сбрасывания камней и опрокидывания котлов с кипятком (сейчас они заложены, а то на головы воображаемых осаждающих посыплются любопытные туристы):


37 боевых башен, каждая не менее 20 м. высотой (антенна современная, гарнизон Масады не был радиофицирован ;)):
DSCN4104..jpg
Обзор с крепости великолепный, на множество километров (вернее, извините, стадий) до самого берега Мертвого моря все как на ладони. Врагу не подойти и не подвести конвои снабжения незамеченным:

Единственным проходимым путем в крепость являлась извилистая Змеиная тропа, забиравшаяся на вершину с запада:
:
Она существует и по сей день, и для исторической достоверности можно проигнорировать фуникулер попробовать подняться по ней... Во времена царя Ирода и легендарной осады сделать это было непросто: тропу защищала самая мощная башня крепости с отдельным гарнизоном, вынесенная на 370 метров за пределы укрепления.

Кроме того, на нескольких участках тропа простреливалась лучниками, а подниматься по ней воины в полном вооружении могли только гуськом. Так что опасность штурма с этой стороны отпадала.
Существовал, если верить  Иосифу Флавию, и хорошо известный римлянам вырубленный в скале ход в "висячий" дворец царя Ирода, но, вероятно, с началом осады он был перекрыт защитниками Масады. Во всяком случае, о попытках легионеров воспользоваться им ничего не сообщается.

Такова была Масада Иудейской войны!
Но не крепость стен создает героическую оборону, а крепость духа защитников.
Мрачной решимости стоять в обороне до смерти (именно до смерти!) им было не занимать, и пути к отступлению у них не было...
Давайте перенесемся в эпоху Иудейского восстания 66-73 гг., этой отчаянной борьбы еврейского народа за государственный суверенитет и национально-религиозные идеалы (как сказали бы сейчас - и совершенно справедливо). Борьбы против государственного и нравственного гнета римлян, неприемлимого для иудеев в т.ч. и из-за глубочайших противоречий между мировосприятием глубоко традиционного и религиозного еврейского общества и "Римского мира" (Pax Romana). Борьбы хищного, бескомпромиссного прогресса пришлых великодержавников против упрямой, самоотверженной до фанатизма твердости консервативных патриотов...
В этой борьбе с обеих сторон были доблесть и малодушие, герои и палачи, трагические жертвы и военные подвиги. Но - не будем забывать - римский солдат по приказу своего цезаря шагал по чужой земле, и за ним, словно проститутка за легионом, шла смерть. А иудейский повстанец, обливаясь кровью, падал на свою выжженную и каменистую отеческую землю, и в этом, ИМХО, правота его права.
Из семи лет восстания Масада была ареной ожесточенной борьбы на протяжении трех, и оставалась на своей неприступной вершине последним не затопленным римским нашествием островком сражающейся Иудеи.

...Как и большинство революций, Иудейское восстание было делом молодых и жестоких по-молодому радикалов, убежденных: "Мы одни знаем, как лучше народу, а кто не с нами, тот против нас, и следовательно тому - нож!"
Боевой кинжал иудейских повстанцев-зелотов, позаимствованный ими, кстати, из римского и фракийского арсенала, назывался на латинском языке "sicа". От этого изогнутого опасного клинка получили свое зловещее название самые крайние из этих фанатичных революционеров древнего мира, своего рода якобинцы, или даже "бешеные" Иудеи - сикарии.

Так вот, Масаду держали именно эти парни!
Это были отнюдь не романтические герои из сделавшего Масаду всемирно известной исторического сериала "Крепость отчаянных" (США, 1981) - в котором, как и в любом добротном историческом игральном кино, много достоинств, но много и "косяков".
Реальные сикарии "ради свободы, ради народа, ради будущего" без жалости убивали тех, кого считали врагами, но без сомнения шли на смерть сами. Они охотно "перераспределяли собственность" богачей, ничуть не заботясь, что поставят под удар "облагодетельствованных" бедняков. Они были равнодушны к богатству, но ревностно добивались славы "самых последовательных борцов, самых безупречных поборников свободы, самых храбрых воинов". Они крепко дружили и преданно любили (в тайном обществе сикариев были и мужчины, и женщины, в основном еще очень молодые), но незамедлительно карали изменника смертью или еще худшим наказанием - вечным изгнанием из своих рядов.
Иудейские священники и аристократия, отвернувшиеся от восстания, как только запахло войной с империей, ненавидели их. Мирные обыватели, на головы которых обрушились чудовищные бедствия войны и испепеляющий гнев Рима, боялись их.
Вам это никого не напоминает?!

Вожди сикариев, которым не откажешь в стратегическом мышлении, взяли Масаду под свой контроль в самом начале восстания - в 66 г. н.э. Такие запасные позиции всегда пригодятся!
В 6-66 гг. н.э. в крепости стоял изнывавший от безделья римский гарнизон - две когорты, около 700 солдат, внушительная сила и в поле (иудейские повстанцы только по-дилетантски копировали римский строй, а успешнее всего действовали из засад и в обороне населенных пунктов), не то что за стенами!
Как удалось отряду сикариев, насчитывавшему скорее всего, всего несколько сотен бойцов под командой их вождя Менахема, сына Иехуды Галилеянина, заставить римлян расстаться с крепостью, а, по некоторым данным - и с жизнью, остается загадкой. Иосиф Флавий пишет просто: "...Поднялся некий Манаим, сын Иуды, прозванного Галилеянином, замечательного софиста (законоучителя), который при правителе Квиринии укорял иудеев в том, что они, кроме Бога, признают над собою еще и власть римлян. Этот Манаим отправился во главе своих приверженцев в Масаду, разбил здесь арсенал Ирода, вооружил, кроме своих земляков, и чужих разбойников, и с этой толпой телохранителей вступил, как царь, в Иерусалим, стал во главе восстания и принял руководительство над осадой (римского гарнизона - М.К.)".
Возможно, римляне сами ушли из крепости еще раньше, чтобы соединиться со своими главными силами. Возможно, сикарии сумели тайно проникнуть в Масаду (на родной земле каждый камень помогает!) и уничтожили или пленили "расслабившихся" оккупантов. Не суть.
Суть в том, что с этого момента сикарии надежно обосновались в Масаде до самого конца.
DSCN4146..jpg
И вскоре она им очень пригодилась!
Ультра-радикалы сикарии после первых побед восстания, ошибочно принятых за решающие, не замедлили "пересраться" с просто радикалами зелотами и затеять с ними в Иерусалиме уютную междуусобную войнушку с кучей трупов. На взаимное ослабление иудейских повстанцев и на потеху Риму, собиравшему силы для сокрушительного карательного удара. Зелоты, более многочисленные, победили. В 70 г. н.э. лидер сикариев Менахем был убит, а его преемник Элазар или Элеазар бен Яир со своими поредевшими сторонниками ушел в Масаду.

Так в нашей истории появляется один из самых ярких и в то же время таинственных персонажей. Имя Элеазара бен Яира, отважного предводителя защитников Масады, души и мозга обороны, окутано множеством легенд без документального подтверждения. По списку:
- он был племянником погибшего Менахема; по крайней мере так пишет Иосиф Флавий;
- в прошлом он был римским офицером; во всяком случае тактику легионов он знал прекрасно и умел ей противостоять, а иудеи-граждане Рима эпизодически служили в легионах (это доказал историк А.Г.Грушевой в своей работе "Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи");
- он не верил в Б-га; кто знает, на войне увидишь много такого, что заставляет извериться...;
- он был женат на своей соратнице и имел сына, которые разделили его судьбу до конца; что ж, ничего необычного;
- он участвовал в последней обороне Иерусалима и пробился в Масаду с боем; маловероятно, скорее всего, Элеазар и его люди ушли из города еще до того, как римляне захлопнули его в осаде.
Скорее всего, он был молодым, но вполне зрелым человеком (около 30 лет), умным, энергичным, решительным, жестоким, хорошим бойцом и отличным командиром, любимым своими людьми, и прироржденным оратором, умевшим покорять сердца и мысли слушателей.
Образ, прекрасно воплощенный на экране актером Питером Штрауссом ("Крепость отчаянных") мы условно принимаем за портрет Элеазара бен Яира:


Ядро защитников Масады составили двести испытанный бойцов, отступивших из Иерусалима вместе с Элеазаром, плюс еще некотрое число составлявших до этого постоянную охрану твердыни. Всего же Иосиф Флавий определят численность евреев, выдерживавших осаду на каменной вершине, в 967 чел, включая мирных беженцев, взявшихся за оружие по необходимости, женщин, детей, стариков...
Сикарии нашли в Масада большие запасы провианта ("хлеба, вина, масла, фиников, стручковых плодов" - конкретизирует Иосиф Флавий), достаточные для нескольких лет осады, полные цистерны воды и склады оружия, согласно тому же Иосифу Флавию, подходящие для вооружения десяти тысяч бойцов.
Отряды Элеазара бен Яира решительно взяли под контроль всю округу, жестоко подавляя любое противодействие и реквизируя все необходимое для предстоящей обороны.
Элеазар основательно готовился к "своему самому лучшему сражению" против всей мощи Рима.

А Рим правил миром и во имя незыблимости Pax Romana не прощал покоренным народам мятежей.
В 68 г. н.э. молодой и перспективный (как сказали бы в наши дни) имперский полководец Тит Флавий Веспасиан (в скором времени он наденет пурпур цезаря) вторгся в восставшую Иудею с 60-тысячной армией. Пользуясь раздорами среди повстанцев и умело создавая местное подавляющее численное превосходство, он "отгрызал" от восстания город за городом, провинцию за провинцией.
...В сентябре 70 г. н.э. Иерусалим пал после мучительной осады, голода, унесшего, если верить античным авторам, более 100 тысяч жизней его жителей, жестокого штурма и отчаянного сопротивления повстанцев, унесших еще 60 тысяч... Под тысячеголосый стон горя и ужаса еврейского народа и тысячеголосый же боевой клич "Барра!" победоносных легионов Рима обрушился охваченный огнем Золотой храм Соломона...
Взятие Иерусалима. Худ. Д. Робертс, 1850.

Разрушение Храма. Худ. Ф. Айетц, 1867.

После того, как армия Рима додавила еще несколько разрозненных очагов сопротивления, почти вся Иудея пала под кованые калиги захватчиков в дыму, пламени и потоках крови. Восстание было практически подавлено. Практически... Если бы не Масада!

Первые римские разведывательные отряды Элеазар бен Яир со своими людьми легко отразил. Более того, защитники Масады начали предпринимать дерзкие рейды на подконтрольную римлянам территорию, уничтожая запасы провизии, угоняя скот, разрушая дома и отравляя колодцы. Жалкие мольбы несчастных иудейских крестьян, остававшихся без будущего, не трогали суровых партизан. Они создавали вокруг своей твердыни полосу "мертвой земли", грамотно отрезая врага от местного снабжения.
Не будем, подобно Иосифу Флавию, поспешно судить сикариев. Опыт множества войн и конфликтов показывает, что партизаны, воюющие даже за самое справедливое дело, под влиянием поражений и невзгод имеют тенденцию "обандичиваться"...

На что рассчитывала горстка защитников Масады? Был ли у них хоть ночтожно малый шанс устоять? Только ли к героической гибели вместе с мечтой о свободе своей страны готовились охваченные рвением фанатиков и воодушевлением патриотов сикарии на одинокой скале?
Наверное, была и надежда. Робкая, но упрямая, вопреки всему, мечта об успешном исход обороны. А вдруг... Еще неясно как... Но вдруг они выстоят, и враг будет поражен, и для Иудеи снова взойдет солнце надежды!
Тверда была и надежда на вечно ожидаемый еврейским народом приход Мессии, для которого, казалось, самое время...

Сикарии Элеазара бен Яира продержались на Масаде с 70 по 73 гг. н.э. Однако непосредственно в осаде крепость находилась только с 72 г., когда будущий прокуратор Иудеи (73 г.) Луций Флавий Сильва (Lucius Flavius Silva Nonius Bassus) выступил против этого последнего оплота непокорных евреев во главе Х легиона "Фретензис" (Legio X Fretensis), плюс разнообразные вспомогательные части и службы.
К сожалению, древняя история скупа на даты, и мы не знаем даже месяца, когда могучая сталеносная и пыльная змея колонны Десятого легиона выползла из Иудейской пустыни и свернулась у подножия Масады смертельным кольцом...
Флавий Сильва взял крепость в осаду.

Блистательный актер Питер О'Тулл, игравший Флавия Сильву в фильме "Крепость отчаянных" создал полный обаяния образ немолодого усталого романтика, влюбленного в строгую определенность "Римского мира", прячущего свое истинное человеческое лицо под маской сильно пьющего циника и стремящегося выполнить приказ императора ценой как можно меньшей крови своих и чужих...

Каков был исторический Флавий Сильва нам остается только догадываться. Очевидно одно: приказ взять Масаду он исполнил с максимальной энергией, эффективно и в возможно кратчайшие сроки.
Командующий был достоин своих солдат - лучших воинов Древнего мира, римских легионеров.

Десятый легион, составивший ядро высланной против Масады армии, был, по римским меркам, сравнительно молодым соединением. Он был сформирован в 40 или 41 г. до н.э. во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем в Риме. Свое почетное имя (оно было у каждого легиона!), означающее примерно "Легион пролива", он получил через десять лет в морской битве при Акциуме, действуя в качестве морской пехоты.
Значок Десятого легиона (реконструкция):

Римские легионер и декaн (десятник, младший командир) периода Иудейской войны:

Кстати, в уже упоминавшемся фильме "Крепость отчаянных" вооружение и снаряжение армии Рима показаны весьма и весьма достоверно.

Десятый был старожилом Иудеи - находился там с незначительными отлучками с начала нашей эры - и отлично знал этот горный и пустынный край.
К тому же к иудеям у него были кровавые счеты: в самом начале восстания он был жестоко побит зелотами под Иерусалимом и при беспорядочном отступлении даже потерял своих орлов - неслыханный позор для Римской армии!
Поэтому, когда римляне стали вернули себе инициативу в Иудейской войне, Десятый действовал особенно смело и безжалостно. В Иерусалиме его мечи буквально купались в крови. Только так легион мог смыть со своей репутации скверное пятно и, конечно же, отомстить!

Штатная численность Десятого легиона была стандартной - около 5 000 пехотинцев и до 300 кавалеристов. Однако, учитывая понесенные в Иудее потери и неоднократны пополнения, реальное число мечей (так принято было в Риме считать бойцов) врядли соответствовало штатам. С учетом вспомогательных сил (отрядов союзников Рима, обозников и т.п.) римские силы под Масадой историки склонны оценивать в 4 800 - 5 000 человек. Учитывая возложенную на них задачу, это не так уж много.
В то же время из почти тысячи защитников Масады далеко не все были в силах держать оружие - исключаем из этого числа детей и дряхлых старцев, а так же значительную часть женщин. В традиционной и консервативной Иудее обществом отнюдь не приветствовалось, когда представительницы прекрасного пола покидали домашний очаг и превращались в воительных амазонок - за это, кстати, отчаянно "шыняли" эмансипированных сикариев! К тому же многие беженцы из окрестных селений едва ли не в первый раз в жизни взялись за меч, а Десятом легионе были сплошь испытанные бойцы!
Словом, соотношение численности осаждающих и осажденных не совсем соответсвовало соотношению сил: не будем забывать об этом, упрекая Элеазара бен Яира, что так мало продержался.

В древнем мире римлян не зря называли "народом, осаждающим крепости". Свою штурмовую тактику они довели до совершенства, и сотни покоренных ими городов пали спелыми плодами этого искусства.
- Перво наперво обложить противника непроницаемым кольцом и окопаться.
Битвы за крепости в Иудее научили римлян, что евреи умеют и любят ходить на дерзкие вылазки, разбивая осадные машины и нанося чувствиельные удары легионам. Но римский солдат никогда не ложился спать, не окопав свой лагерь предписанными уставом фортификационными сооружениями - рвом, валом, частоколом (за нимением дерева в безводной пустыне - брувствером из камней). Со стен Масады осажденные наблюдали за тяжелой работой усталых, запыленных солдат сначала с издевательскими насмешками, а затем, увидев, как быстро вырастают из желтой бесплодной земли восемь мощных квадратов римских легерей - в гробовом молчании.
Рим тоже строил на века, даже если речь шла о временных полевых укреплениях. Внушительные следы лагерей Десятого легиона до сих пор отчетливо видны с вершины скалы:




Обратите внимание также на остатки почти двухметровой в высоту осадной стены, которая, по свидетельству Иосифа Флавия, полностью опоясывала Масаду, запирая осажденным все попытки бежать из крепости. Ее протяженность до сих пор не ясна - сохранились лишь ее фрагменты - предположительно более десятка километров.
Если предположить, что для обеспечения постоянной охраны нужно было поставить часового пусть даже через каждые 100 метров, выходит, что римские солдаты под Масадой не только работали, но и тащили службу буквально на пределе сил. При этом каждый сосуд воды, каждый мешок муки им приходилось доставлять за много километров, из-за пределов созданной сикариями вокруг крепости "мертвой зоны". Какие жестокие лишения приходилось переность легионерам во время осады, сейчас остается только предполагать. ИМХО, в уже упоминавшемся фильме "Крепость отчаянных" это показано превосходно.
Наверное, с растрескавшихся от жажды губ не одного солдата срывалось в эти дни глухое проклятие: "Vita soldae est vita canis!" - "Солдатская жизнь - жизнь собачья!" (лат).
Вне зависимости от зловещей роли воинов Десятого легиона в истории Иудеи и еврейского народа, история взятия Масады заставляет уважать их по крайней мере как превосходных солдат.

К сожалению, Иосиф Флавий, самый подробный историк этого события, удивительно скуп на подробности. Так что о самом ходе осады можно только строить предположения.
Наверное, стороны периодически обмениявались пробными ударами.
У римлян имелась для этого испытанная столетиями войн республики и империи "артиллерия", способная дострелить до вершины.

"Тяжелые орудия" легионов - римские катапульты-"онагры", метавшие камни и зажигательные снаряды:

"Полевая артиллерия" - баллисты, посылавшие длинные убойные стрелы:

И, наконец, "станковый пулемет" или "АГС" римских солдат - "скорпион", пускавший стрелу поменьше, однако с легкостью обслуживавшийся рассчетом непосредственно на переднем крае сражения:

Здесь эта метательная машина зепечатлена художником в бою именно при взятии Масады.

Иудеи, имевшие в античном мире репутацию искушенного в военном искусстве народа, также знали эти орудия войны и, скорее, всего, в арсеналах царя Ирода катапульты и баллисты также имелись, позволяя осажденным "возвращать" осаждающим их выстрелы.
Однако на вылазки, за исключением разведывательных операция, Элеазар бен Яир скорее всего не решался: слишком мало у него было опытных бойцов, чтобы рисковать ими, а попусту гробить местных "ополченцев" не имело смысла.

Межу тем, в малом мире, ограниченным крепостными стенами на плато Масады, как и во всех осажденных крепостях, текла своя жизнь, в которую люди упрямо переносили мирные привычки и обычаи. Наверное им, и прирожденным революционерам, простым крестьянам, было очень странно квартировать в роскошно отделанных дворцовых помещениях... Припасов на складах и воды в цистернах пока хватало... Детишки играли между дворцами и арсеналами, женщины болтали о своем и ждали мужей с дежурства на стенах, молодежь затевала спортивные состязания... Наверное, тщательно отправлялись все религиозные обряды иудаизма (хотя сорвиголовы сикарии и посмеивались над "святошами"-беженцами), а какой-нибудь местный книжник кропотливо выводил буквы, снимая копию с ветхого свитка Торы...
Совсем как этот переписчик Священного Писания, невозмутимо работающий сегодня в одной из башен туристической Масады:
DSCN4139..jpg
"Свитки сгорают, а буквы - парят!" - это не раз подтверждено трагической историей вечного еврейского народа...

Предлагал ли Флавий Сильва Элеазару сдаться, обещая всем жизнь в случае капитуляции? Почти точно - да. Это обычная практика в начале любой осады крепости. Никто всерьез не верит, что осажденные так просто возьмут и сдадутся, но предлагают все. А вдруг?
Элеазар ответил отказом и, возможно, еще в более крепких выражениях, чем в уже не раз упоминавшемся фильме.

И тогда римляне перешли к реализации плана, который навсегда оставил имя "Масада" не только в истории оборон, но и в истории штурмов.
С западной стороны ниже скалы Масада лежала меньшая по размеру скала под названием Левка. В ней римский военно-инженерный гений увидел фундамент для будущей победы.
"Парни, послушайте меня", - наверное, сказал Флавий Сильва, возвышаясь над ровными рядами шлемов и пилумов. - Говорят, на вершину Масады нет дороги... Так построим эту дорогу сами!"
Голос из задних рядов: "Сильва, поимей совесть, мы и так лопатами все руки стерли..."
Флавий Сильва: "Молчать!! Я прикажу - до кости сотрете! За работу, бездельники!"

Однако для постройки гигантской насыпи, которая вела бы на Масаду, рук Десятого легиона все равно не хватало: легионеры должны были при этом нести еще и осадную, и караульную, и лагерную службу. Для строительных работ под Масаду пригнали не менее двух тысяч еврейских пленных, благо, после обращения в рабство уцелевшего населения Иерусалима таковых имелось в избытке. Их можно было использовать задешево и держать впроголодь: когда кто-то из бедняг больше не мог встать от изнемождения, римский короткий гладиус избавлял его от рабства, а конвой пригонял замену... Ничего не напоминает из новейшей истории?

Очевидно, защитники Масады не сумели воспрепятствовать ведшейся у них на глазах постройке боевой рампы. Почему? Ответ теряется во мгле древней истории.
Быть может, просто не хотели бить по своим людям. А, может быть, римляне прикрывали постройку очень плотной стрельбой из метательных орудий, а рабочих защищали передвижными щитами.
Пока титаническое сооружение, согласно Иосифу Флавию, "высотой 250 локтей и шириной 50 локтей" (100 м. и 20 м.), было готово, прошло не меньше нескольких месяцев.
Известно, что Масда пала на Песах 73 г. н.э., а этот религиозный праздник приходится в иудаизме на март-апрель. Регулярная же осада же была начата римлянами в 72 г. н.э. Следовательно, мы можем очень приблизительно судить, сколько на самом деле длилась эта легендарная оборона - от примерно года до нескольких месяцев.
___________________________________________________________________________________Михаил Кожемякин
(Продолжение см. ниже)
Tags: Археология, Вархаммер, Военное дело, История, Рим
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment